annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

  • Mood:

Принц Жезлов, часть 3

Гексаграмма 42. И




И указывает, что (в обозначенном ею состоянии) любое деяние обернется успехом и (даже) переход через великую реку принесет счастье [1].



1. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на первом месте указывает, что положение, в котором находится человек, благоприятно для свершения великого дела. Если он добьется больших успехов, никто его не осудит.

2. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на втором месте указывает на союзников, пополняющих его кладовую десятью парами черепаховых панцирей, чьим оракулам невозможно противиться. Пусть он твердо блюдет стойкость и справедливость, и будет счастье. Да обопрется на них царь (отмеченный такими добродетелями), принося жертвы Богу, и будет счастье.

3. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на третьем месте указывает на приумножение дурными средствами, так что человека следует (направить ко благу) и избавить от хулы. Пусть он сохраняет искренность и следует Срединным путем. (Так он заслужит одобрение государя), подобно чиновнику, который предъявляет князю знак своего ранга.

4. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на четвертом месте указывает, что человек следует подобающим путем. Князь следует его совету. На него можно положиться (даже) в таком деле, как перенос столицы.

5. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на пятом месте указывает, что человек с искренним сердцем стремится приносить благо (всем нижестоящим). Нет нужды вопрошать об этом; из этого произойдет великое счастье. (Все нижестоящие) с искренним сердцем возблагодарят его за доброту.

6. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на шестом месте указывает на того, чьему приумножению никто не будет способствовать, но многие будут стремиться напасть на него. Он не соблюдает никаких строгих правил в воспитании своего сердца. Будет несчастье.

Комментарии Дж. Легга


Гексаграмма И противоположна по значению Сунь [2] и символизирует приумножение или прирост. Толкуя эту гексаграмму, Вэнь-ван подразумевал правителя или правительство, действующих на благо всем подданным и способствующих приумножению народного богатства. На это очевидным образом указывают две черты: сильная — на пятой позиции, на троне государя, и слабая — на второй позиции, соотносительной с пятой. Другие подтверждения этой идеи, содержащиеся в фигуре в целом и в составляющих ее триграммах, рассмотрены в приложениях [2]. Относительно упомянутого правителя можно было бы добавить на общих основаниях, что он преуспеет во всех своих начинаниях и преодолеет великие преграды.

Черта 1 сильна, хотя ее низкое положение в гексаграмме, на первый взгляд, препятствует великим начинаниям. И все же человек, к которому она относится, находится в благоприятных условиях — как ввиду общего значения гексаграммы, так и в связи с наличием подобающего соответствия в черте 4 [4]; поэтому ему следует идти вперед, и когда он добьется больших успехов, все его опрометчивые поступки будут забыты.

Пункт 2 следует сравнить с пунктом 5 предыдущей гексаграммы [5]. Черта 2 слаба, но занимает центральное положение в своей триграмме и подобающим образом соотносится с 5-й чертой. Друзья вручают человеку ценные дары; «…то есть, — поясняет Шао Юн (династия Сун) [6] — люди приносят ему пользу; предсказания оракулов благоприятствуют ему, то есть духи к нему благосклонны; и, наконец, когда царь приносит жертвы Богу, Тот принимает их. Небеса изливают свыше свою милость».

Черта 3 слаба, занимает крайнюю позицию в триграмме и находится на неподобающем месте [7]. Поэтому может показаться, что для человека, к которому она относится, приумножение невозможно. Но гексаграмма в целом означает время приумножения, и поэтому возникает идея прибыли, обретаемой дурными средствами. Китайским моралистам прекрасно известно, что подобные явления предосудительны и требуют исправления. И толкование данной черты завершается предостережением и увещеванием.

Черта 4 — место министра, приближенного к правителю. Она слаба, но занимает подобающее место; и поскольку обозначенный ею человек следует своему долгу, правитель будет прислушиваться к нему, а сам он сможет оказать государю поддержку даже в самых важных делах. В феодальном Китае столицу часто переносили с места на место. Так, расположение столицы династии Шан, предшествовавшей Чжоу, сменилось пять раз.

Черта 5 сильна, находится на подобающем месте и занимает центральную позицию в триграмме. Это трон правителя, должным образом соотносящегося с чертой 2. Поэтому, ввиду общего значения гексаграммы, о нем можно сказать только самое лучшее — что мы и наблюдаем в толковании.

Черта 6 также сильна, однако ей бы следовало быть слабой. Поскольку она занимает верхнюю позицию в гексаграмме, обозначенный ею человек сосредоточит все свои силы на достижении собственной выгоды, не думая о благе нижестоящих, что и приведет к описанным последствиям.


Примечания переводчика


[1]. Данный комментарий широко известен в переводе Ю.К. Щуцкого: «Благоприятен брод через великую реку».

[2]. Сунь — 41-я гексаграмма, означающая убыль.

[3]. Гексаграмма И состоит из триграмм Чжэнь (молния, или гром) и Сунь (ветер, или дерево). Ср., например, из комментариев Вэнь-вана: «(Гексаграмма) И состоит из (триграмм, обозначающих) движение и покорность, благодаря которым ежедневное приумножение не знает границ. Небо распределяет, а земля порождает, что влечет за собою рост без ограничений»; или из трактата «Ши и» («Десять крыльев»): «(Триграммы, обозначающие) ветер и гром, составляют (гексаграмму) И. В согласии с этим вышестоящий человек, увидев, в чем состоит благо, движется к нему, а увидев свои ошибки, отвращается от них». К последнему толкованию Дж. Легг дает следующий комментарий: «Предполагается, что гром и ветер взаимно усиливают друг друга, и сочетание их порождает идею приумножения».

[4]. Т.е. слабой черты на 4-й позиции, соотносительной с 1-й.

[5]. Относительно 5-й черты предыдущей гексаграммы, Суй, в тексте «И Цзин» сказано: «Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на пятом месте указывает на союзников, пополняющих (его кладовую) десятью парами черепаховых панцирей и не приемлющих отказа. Будет большое счастье». К этому толкованию Дж. Легг дает следующий комментарий: «Черта 5 — трон царя, который здесь со смирением принимает помощь соотносящейся с ней черты 2. Это правитель, которому все дееспособные подданные с радостью служат, как только могут, вследствие чего приходит великое счастье».

[6]. Шао Юн (1011—1077) — китайский философ и историк времен династии Сун, один из основоположников неоконфуцианства.

[7]. Т.е. слабая черта находится на сильной (нечетной) позиции.


© The Yî King. Sacred Books of the East, Vol. 16. James Legge, Translator. Oxford, the Clarendon Press, 1882.
© Перевод с английского: Анна Блейз, 2007.

Tags: Гексаграммы, Придворные карты Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments