?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Теория Таро, часть 3

Из "Книги Тота"
ТЕОРИЯ ТАРО


СВИДЕТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ ТАЙНОЙ ТРАДИЦИИ ТАРО

4. О сути свидетельств

Эти краткие исторические отступления были необходимы для понимания предпосылок нашего исследования. Теперь же настало время перейти к вопросу о порядке нумерации старших арканов. Идея о том, что ряд натуральных чисел начинается с нуля, кажется естественной математику, но ставит в тупик человека, не имеющего математического образования. В традиционных трактатах и книгах о Таро карта под номером «0» помещалась между картами XX и XXI. Тайна, известная посвященным и в единый миг проясняющая весь смысл системы старших арканов, заключается в том, чтобы попросту поставить карту под номером «0» на ее естественное место — туда, куда поставил бы ее любой математик, то есть перед картой под номером «1».

Но при этом остается еще один нюанс, нарушающий натуральную последовательность, а именно — тот факт, что для сохранения системы соответствий карды VIII и XI приходится поменять местами. Дело в том, что на карте XI, «Сила», изображен лев, что очевидным образом связывает ее с зодиакальным знаком Льва; а на карте VIII, «Правосудие», изображена традиционная символическая фигура Правосудия, восседающая на троне и держащая в руках меч и весы, которые столь же очевидным образом требуют соотнести данную карту с зодиакальным знаком Весов.



Брат Perdurabo [1] глубоко изучал Таро со дня своего посвящения в Орден, 18 ноября 1898 года; тремя месяцами позже он достиг степени Практика, на которой ему вверили систему тайных соответствий. Он постоянно размышлял над ними и сопроводительными рукописными пояснениями. Он проверил все эти соответствия — от чисел до природных явлений — и не нашел никаких несообразностей. Но 8 апреля 1904 года, записывая «Книгу Закона» под диктовку посланника Тайных Вождей и дойдя до 57-го стиха I главы: «…закон крепости и великую тайну Дома Божьего» («Дом Божий» — это одно из названий XVI аркана Таро), — он, по-видимому, задал мысленный вопрос: «Верны ли соответствия, которыми я пользуюсь?» На что немедленно последовал ответ, вошедший в рукопись сразу же за процитированным стихом: «Все старые буквы в моей Книге верны, но צ [Цадди] — не Звезда. Это также тайна: мой пророк откроет ее мудрым». Брат Perdurabo был раздосадован до крайности. Если Цадди — «не Звезда», то что же тогда «Звезда»? И что, в таком случае, Цадди? Он потратил много лет на попытки заменить эту карту, «Звезду», идущую под номером XVII, какой-либо другой. Все было напрасно. И лишь годы спустя он наконец разгадал загадку: Цадди — это «Император», а, следовательно, XVII и IV арканы следует поменять местами. Такое соответствие в высшей степени удовлетворительно.

И оно не просто удовлетворительно; оно, по здравом размышлении, служит самым убедительным свидетельством того, что «Книга Закона» представляет собой подлинное послание от Тайных Вождей.

Дело в том, что в зодиаке «Звезда» соответствует Водолею, а «Императора» — Аресу (Марсу) [2]. Овен и Водолей располагаются по обе стороны от Рыб, подобно тому как Лев и Весы с двух сторон соседствуют с Девой; а это означает, что поправка, данная в «Книге Закона», восстанавливает совершенную симметрию зодиакальных соответствий, поскольку петля, образовавшаяся с одного конца эллипса, в точности уравновешивается петлей на противоположном конце [3].



Двойная петля в зодиаке


Все эти рассуждения могут показаться слишком формальными; в сущности, так оно и есть; но чем дольше изучаешь Таро, тем яснее начинаешь воспринимать восхитительную симметрию и совершенство его символики. Даже неспециалисту должно быть очевидно, что равновесие и соразмерность — неотъемлемые признаки всякого совершенства, а тот факт, что за последние прояснились два столь запутанных вопроса, сам по себе весьма примечателен.


Краткие выводы из вышеизложенного

1. Вопрос о происхождении Таро не столь уж важен и остался бы таковым, даже если бы ответ на него был нам известен. Сохранится ли эта система или погибнет, зависит лишь от ее собственных достоинств.

2. Вне всяких сомнений, Таро представляет собой осознанную попытку представить принципы каббалы в графической форме.

3. Доказательства этого утверждения сродни тем, на которые опирается человек, разгадывающий кроссворд. Вписав правильные слова по горизонтали, он видит, что в клетки по вертикали попали буквы «ХРУ — пустая клетка — Т»; и ему становится совершенно ясно, что в пустую клетку следует вставить букву «С».

4. Соответствия старших арканов Таро — это, в определенном смысле, условная, символическая схема, какую вполне способен изобрести человек или группа людей, — при условии, что эти люди обладают богатым художественным воображением и тонкостью ума, а также почти немыслимо обширной и глубокой ученостью и ясностью философского мышления.

5. Но даже такие люди, при всех своих достоинствах, не смогли бы создать систему, настолько сложную и таинственную во всей ее полноте, без помощи неких превосходящих человека сущностей, чьи мыслительные процессы протекают на более высоком плане.

В качестве аналогии можно привести игру в шахматы. В своем первоначальном виде шахматы были чрезвычайно просты. Они представляли собой имитацию сражения для усталых воинов; но уже в этом простейшем изначальном замысле были заложены все тонкости современной игры — которая ныне, благодаря Рихарду Рети [4], перешла из сферы математических расчетов в мир эстетического творчества. Зачинатели этой игры «сами не ведали, что творят». Разумеется, можно предположить, что все упомянутые тонкости возникли по ходу развития игры; и действительно, судя по сохранившимся записям старинных партий, ранние шахматисты не имели осознанного представления ни о чем, кроме набора довольно грубых и примитивных уловок. Можно сказать, что шахматы — это всего лишь одна из множества игр, существовавших в древности; просто им посчастливилось развиться, тогда как прочие игры вышли из употребления. Можно также заявить, что современное шахматное искусство было заложено в простую древнюю игру по чистой случайности.

Однако гипотеза вдохновения на самом деле гораздо более проста и с успехом объясняет все факты, не нарушая при этом закона экономии доводов [5].


Примечания


[1]. Perdurabo (лат. "Претерплю до конца") -- магический девиз Алистера Кроули, принятый при посвящении в Герметический орден Золотой Зари. Содержит аллюзию на Мф. 24:13: «…претерпевший же до конца спасется». -- Примеч. перев.

[2]. Т.е. знаку Овна, управляемому Марсом; английское название знака Овна — Aries — созвучно имени греческого бога войны Ареса, эквивалентного Марсу. — Примеч. перев.

[3]. Подробнее см.: http://annablaze.livejournal.com/84372.html, http://annablaze.livejournal.com/84578.html, http://annablaze.livejournal.com/84946.html.

[4]. Рихард Рети (1889—1929) — чешский шахматист, один из лидеров гипермодернизма («ультрасовременного» направления шахматной стратегии). Считал шахматы видом искусства; свои взгляды изложил в книге «Современные идеи в шахматах». — Примеч. перев.

[5]. Закон экономии доводов (закон отрицания излишеств, «бритва Оккама») — логический принцип, согласно которому гипотеза считается верной, если она удовлетворяет максимальному количеству наблюдений при минимальном количестве допущений. — Примеч. перев.


© Перевод: Анна Блейз, 2007.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
molnija
Dec. 21st, 2007 08:47 pm (UTC)
Брат Пердурабо меня растрогал. вот это напор!
o_shuma
Jan. 12th, 2008 01:26 am (UTC)
любопытно, однако... чтоб картинка, приведенная Кроули, соответствовала тексту о двойной петле Зодиака, она должна бы выглядеть примерно так:


т.е. Овен стать 17, а Водолей - 4 картой, но этого не произошло - и вторая петля, в пику первой, не зодиакальная вовсе, а чисто каббалистическая, буквенная, т.е. лежит как бы в иной плоскости )

annablaze
Jan. 12th, 2008 10:35 am (UTC)
Там фишка как раз в том, что Овен остается 4-й картой, а Водолей - 17-й. Меняются только буквы. Дюкетт подробно пишет об этой частичной перестановке (см. по тем ссылкам, что в примечании 3 указаны).
o_shuma
Jan. 13th, 2008 07:29 pm (UTC)
ага, я поняла как раз, что одна петля реально зодиакальная, а вторая только буквенная, вторая перестановка очень интересная с каббалистической точки зрения, т.к. касается буквы из тетраграмматона, чья символика в Таро Тота приобретает совсем не ветхозаветный и не христианский вид.
annablaze
Jan. 17th, 2008 04:25 pm (UTC)
Это Вы про букву Хе как символ Нут? :)
o_shuma
Jan. 17th, 2008 11:11 pm (UTC)
Нут, Пасифая, Европа, Эон Гора... и еще нечто )
о том, что Хе - символ Нут, Кроули пишет "вслух", но кое о чем он, похоже, чуток умалчивает, хотя, возможно, я просто не дочитала до )

буква Хе входит в тетраграмму Яхве и пентаграмму Иешуа, и смена ее астрологического соответствия полностью меняет каббалистический смысл старой христианской мистерии, записанной в имени Мессии Иешуа:
Дева /Йод/ в Хлеву, среди домашних животных (2 Барашка /Хе/ и Бычок /Вау/), произвела на свет Бога и Сына Божьего (Шин - огонь с небеси), который, в сущности, несколько юродивый (карта Шут=Шин в старом раскладе).

У Кроули пентаграмма Мессии выглядит совершенно иначе: Дева /Йод/, верхом на Звере-Быке /Вау/, плывет по Водолейским волнам, имея во чреве, не "Дурака" вовсе, а новый "Эон" /Шин/, - если нарисовать картинку: крест IHVH с Шином в центре, заменив буквы их астрологическими соответствиями, то станет нагляднее, почти, как на 11 карте (кстати, число Иешуа=11), - мне кажется, для того, чтоб подчеркнуть этот невинный фокус, "Правосудие" изменило имя и место.

кроме того, буква Хе - знак весеннего равноденствия, смена Овна на Водолея - прыжок в будущее, в новую Эру, куда и направлен вектор Таро Тота.

ну вот, что-то такое...
annablaze
Jan. 18th, 2008 08:55 am (UTC)
Re: Нут, Пасифая, Европа, Эон Гора... и еще нечто )
Да, совершенно точно все так и есть :) Плюс пара интересных моментов У Кроули Дурак-Алеф остается тесно связан с Эоном-Шин: и то, и другое - "дитя в яйце синевы", т.е. во чреве Нут, -- но в разных аспектах (Дурак - Гарпократ, Эон - Ра-Гор-Хут, два лика Сына - "негативный" и "позитивный"). И число 11 в телемической системе само по себе играет важнейшую роль, как число все той же Нут (о чем говорится в Книге закона) и число магии: 10 - вся природа, добавление единицы - внесение сверхприродного элемента; а 11-я карта - в Таро Тота Вожделение, опять же та самая Дева на Звере.
А про последнее, насчет смены Овна на Водолея, мне кажется, у Кроули где-то написано (хотя и непрямо), но я еще толком не добралась. Если найду, сигнализирую.
o_shuma
Jan. 18th, 2008 12:26 pm (UTC)
Re: Нут, Пасифая, Европа, Эон Гора... и еще нечто )
знамо дело, не прямо, как оккультист и талантливый писатель, Кроули часто недоговаривает словами или слегка лукавит, давая возможность и читателю пошевелить мозгами )

два аспекта Дурака в яйце синевы - воздушный и огненный - в точку! - только не очень понятно, почему Гарпократ - негативный? - это слово означает что-то вроде царственного ребенка (Гор-па-херд) - или я путаю?
sane_witch
Jan. 18th, 2008 02:21 pm (UTC)
Re: Нут, Пасифая, Европа, Эон Гора... и еще нечто )
Негативный - это здесь чисто условный эпитет. Значит, пассивный, иньский и т.п.
Как, например, 2 ребенка на карте Влюбленных (VI аркан) или в Гностической мессе: один "позитивный", белый, другой - "негативный", черный. Оба совершенно равноправны и равноценны. Разница между ними - та же, что что между пассивными стихиями (Водой и Землей) и активными (Огнем и Воздухом).
o_shuma
Jan. 19th, 2008 09:55 am (UTC)
негатив-позитив
если в смысле чистой дуальности, то да )

хотя, на мой взгляд, картинки Дурака и Эона не дуальны, а связаны третьим.
sane_witch
Jan. 19th, 2008 11:01 am (UTC)
Re: негатив-позитив
Мне кажется, они дуальны в том смысле, в каком дуальны материальная вещь и ее платоновская идея.
o_shuma
Jan. 19th, 2008 05:24 pm (UTC)
и последний становится первым )
о! мысль интересная, и, похоже, в точку, ведь Эон, в сущности, последняя игровая карта на пути Дурака)

annablaze
Jan. 19th, 2008 11:03 am (UTC)
гмм
и это тоже, ага...
annablaze
Jan. 18th, 2008 02:22 pm (UTC)
Re: Нут, Пасифая, Европа, Эон Гора... и еще нечто )
Это опять я ;) опять забыла перелогиниться...
annablaze
Jan. 18th, 2008 02:23 pm (UTC)
Re: Нут, Пасифая, Европа, Эон Гора... и еще нечто )
А собственно Гарпократ "негативный" потому, что ассоциируется с Молчанием, пассивным аспектом Сына. В отличие от Ра-Гор-Хута, активного, огненно-"марсианского" аспекта.
o_shuma
Jan. 19th, 2008 10:31 am (UTC)
третьим будешь?
символ Гора-Хора у египтян - такая гремучая смесь сущностей (сын Исиды, ее 2-й брат, племянник), что черт ногу сломит, но общее одно: он (един в 3-х лицах) - победитель Сета - Сатурна - Времени - "тикающего Крокодила" ))

что касается третьего, я имела ввиду "материнский" треугольник Эмеш (Алеф-Мем-Шин, скрытые буквы тетраграмматона), - в традиционной раскладке: Маг-Смерть-Дурак с прозрачным смыслом; у Кроули: Дурак между Эоном и Повешенным, таким образом, 12 карта, якобы апендикс и кенотаф колоды, становится очень важной, символически попирая Смерть )
sane_witch
Jan. 19th, 2008 10:59 am (UTC)
Re: третьим будешь?
Соответственно, в кроулианской системе третья ипостась Гора, Гор Старший, - это прототип Хадита.
А по поводу Повешенного - ага, там даже в описании его есть такая фраза: "Делание, которое вершит Повешенный, ведет к зачатию Ребенка, на что указывает Змей, пробуждающийся во Тьме разверстой внизу Бездны."
Т.е., соответственно, Дурака можно понимать и как невоплощенный прообраз /архетип того самого Ребенка, а персонажа карты Эон - как его воплощение. Собственно, возможен такой пласт трактовок для последовательности, находящейся посередине цикла: XI, Вожделение - соитие; XII, Повешенный - символическая гибель отдельного существа/"капли росы" (http://annablaze.livejournal.com/105661.html) ради продолжения жизни в новом существе; XIII, Смерть - созревание плода (о чем подробно пишет Дюкетт http://annablaze.livejournal.com/93977.html).

Насчет "кенотафа" - по-видимому, этот эпитет в описании относится не к карте к таковой, а к ее "староэонской" трактовке. Отчасти это просто риторический и полемический элемент, связанный с попыткой дать принципиальное новое толкование идее жертвы.

Про Тикающего Крокодила - ах, какая прелесть :-)))))))
o_shuma
Jan. 19th, 2008 06:07 pm (UTC)
"тикающий крокодил" - фразочка не моя (а жаль), из одного весьма посредственного американского фильма - и там попадаются перлы)

цепочка 11-12-13, в алхимическом смысле (по Дюкетту) понятна, даже несколько тривиальна, а вот это место у Кроули - очень любопытно:
<< Смерть — это, в действительности, не кто иной, как «изначальный тайный Бог-творец, носитель мужского начала» [11]
annablaze
Jan. 19th, 2008 06:51 pm (UTC)
То есть в американском фильме использовали джеймскрюковского тикающего крокодила как метафору Сатурна??? ::::: (пучит глазки)

А по поводу места про "изначального тайного Бога-творца" - это, видимо, из серии отождествлений Смерть-Сет-Сатана-Солнце (подробно это в карте "Дьявол" расписано).
o_shuma
Jan. 19th, 2008 08:22 pm (UTC)
как много нам открытий чудных...
дык, фильм-то про Питера Пена и был как раз, в детстве мимо меня прошло, а теперь зацепилось))

логичней наверное: Сет-Сатана-Сатурн, т.к. Сет - "бог чужих народов", но спорить конечно не буду)
annablaze
Jan. 19th, 2008 09:39 pm (UTC)
некоторые йогурты одинаково полезны
Вообще, традиционно, да. Но внутри этой системы оба хуже и так, и сяк логично. Можно развернуть цепочку ассоциаций и в ту, и в другую сторону, т.к. в этой системе Пангенетор и Памфаг, смерть всего сущего и тот самый "тайный творец всего сущего" фактически приравнены друг к другу.
http://annablaze.livejournal.com/72375.html
o_shuma
Jan. 20th, 2008 07:15 pm (UTC)
Мария - Мрак - Мра...
что созидатель и разрушитель - одно, не удивительно, но вот то, что у Кроули "Смерть — носитель мужского начала" весьма необычно )
annablaze
Jan. 20th, 2008 08:06 pm (UTC)
Re: Мария - Мрак - Мра...
Для англичанина - самое обычное дело. У них же Смерть персонифицируется как дядька с косой. Билл Двер, короче
http://annablaze.livejournal.com/146590.html#cutid3

:-))
o_shuma
Jan. 20th, 2008 11:40 pm (UTC)
ну, кто там на картинке - дядька али тетка понять сложно - оно же скелетное ))

но какой там портрет Гумилева! - и фотограф весьма любопытный и год ) -
накануне Черубины, а откуда фотка, если не секрет?
annablaze
Jan. 21st, 2008 08:09 am (UTC)
Да там не надо понимать, там знать надо :) Это ж Билл Двер собственной персоной, прекрасный герой не менее прекрасной Пратчеттовской многологии. Очень рекомендую :)
для начала
http://www.litportal.ru/genre35/author985/read/page/1/book6201.html
http://www.litportal.ru/genre35/author985/book9607.html
и т.д. :)
Ну, или если что-нибудь более классическое, то вот:
http://www.lib.ru/INOFANT/BRADBURY/76-04.txt
(осторожно, очень готишно)

А портрет Гумилева - вот с этого замечательного сайта
http://gumilev.ru/


o_shuma
Jan. 21st, 2008 04:10 pm (UTC)
ну, Бредбери - в своем стиле: то ли готишно, то ль романтишно - не разобрать ), а Прэтчетта скачала, то, что скачалось - на досуге посмотрю, но в любом случае, "Плоский мир" - хорошее название.
annablaze
Jan. 19th, 2008 11:03 am (UTC)
кхе-кхе
... ну, вы, наверное, поняли, что это опять была я ;)))
o_shuma
Jan. 19th, 2008 06:09 pm (UTC)
Re: кхе-кхе
давно поняла и узнаю, так что не обязательно менять маски ))
annablaze
Jan. 19th, 2008 06:52 pm (UTC)
Re: кхе-кхе
Тот журнал - не мой, просто мы с Разумной Ведьмой сейчас вдвоем сидим в интернете с одного компа и периодическим деремся.
o_shuma
Jan. 19th, 2008 08:23 pm (UTC)
ах, вот оно как ))
( 30 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com