annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

  • Mood:

Пикси Смит - 2

Окончание истории Памелы Колман Смит (из книги Мэри Грир «Женщины "Золотой Зари"»)


"По приглашению Йейтса Пикси вступила в орден Золотой Зари (вероятно, в ноябре 1901 года) и приняла магический девиз «Quod Tibi id Aliis» — «Что тебе, то и другим». В ноябре 1903 года, когда Артур Эдвард Уэйт сформировал свой Независимый Исправленный орден, она присоединилась к нему как посвященная степени 1=10. Таким образом, за два года, прошедших со дня ее посвящения в степень 0=0, Пикси сдала всего лишь один экзамен и поднялась только на одну ступень, — но это не помешало ей продержаться в ордене по меньшей мере до 1909 года. Очевидно, церемониальная магия стояла далеко не на первом месте в списке ее симпатий (ритуалы Золотой Зари, как и обряды католической церкви, она находила «ужасно забавными»). По-настоящему Пикси любила совсем другое — рисовать, рассказывать сказки и ставить спектакли для самостоятельно обустроенных миниатюрных театриков.



Как указывает Мелинда Бойд Парсонс, самый заметный и часто встречающийся образ в картах Таро и других картинах Памелы Смит — башня. Пикси пыталась написать заметку, объясняющую смысл этого образа, поскольку даже для нее самой он был полон загадок, олицетворяя одновременно и пугающее одиночество, и гостеприимное пристанище, парадоксальным образом совмещая в себе идеи чистоты и равнодушия, возвышенности и тяжести, материализма и духовности.

«Я часто вижу башни, белые и высокие, на фоне сумеречного неба. Это те высокие белые башни, что виднеются издалека на вершинах гор, точно снежные короны. Молчание их, повисшее в воздухе, так тягостно, что удушает всякую мысль. Руки стражей подняты в остережение путникам, бредущим мимо без цели. Но тому, кто ведает путь, достаточно подать знак и войти, устремившись к этой священной дороге» [14].

Она боялась, что поиски истины могут привести человека к гибели, как это происходит на карте Таро под названием «Башня».



Пикси обладала невероятной и редчайшей способностью «видеть» музыку. Документально подтверждено, что такое явление действительно существует. Оно называется синестезией и в общем виде представляет собой способность испытывать ощущения, соответствующие одному органу чувств, через какой-либо другой орган (например, воспринимать цвет посредством осязания). Такое «смешение чувств» Пикси впервые испытала в 1900 году, слушая, как Гордон Крэг (сын Эллен Терри) [15] играет Баха на фортепиано. Перед ней как будто распахнулось волшебное окно: она вдруг увидела лес, сияющий яркими, чистыми красками и полный резвящихся эльфов — они плясали под деревьями, окутанными голубоватой дымкой, и ветерок развевал их волосы и легкие одеяния. Прежде чем ставни захлопнулись, Пикси успела лишь набросать контуры зарисовки на полях газеты [16]. Друзья и знакомые верили, что у нее есть особый дар: видеть по-настоящему, как наяву, тот мир духов, что лежит за гранью обычных физических чувств. Нередко она начинала рисовать, не сознавая, что выходит из-под ее руки, а если затем, очнувшись, пыталась подправить рисунок, видение тотчас исчезало. Эти рисунки, поясняла она, были как «мысли, высвобожденные, выпущенные на волю чарами звука <...> Все они полны подсознательной энергии» [17]. Ее друзья — композитор Клод Дебюсси, драматург Морис Метерлинк, художник Джеймс Уистлер [18] — восхищались ее необычным даром; Дебюсси говорил, что в рисунках Памелы его «грезы становятся явью» [19]. Побывав в Ирландии, она обнаружила, что может видеть фэйри, и увлеклась кельтскими легендами.



Памела Смит сотрудничала с братом У.Б. Йейтса, художником Джеком Йейтсом [20], в различных журнальных проектах. В 1903—1904 гг. она издавала собственный журнал под названием «Зеленый сноп», в котором печатались произведения Йейтса, леди Грегори, Джона Синга, А.Э. и Эллен Терри [21]. Добившись некоторой известности — главным образом, благодаря выставкам, проводившимся в галерее Альфреда Штиглица в Нью-Йорке [22] с 1907 по 1911 гг., — Пикси, тем не менее, всегда была вынуждена много трудиться, чтобы сводить концы с концами.

В июне 1904 года лондонское «Сценическое общество», во главе которого стоял Харли Гренвилл-Баркер [23], предприняло постановку первой и единственной бытовой пьесы Йейтса «Там, где ничего нет». Декорации к ней создали Памела Смит и Эдит Крэг, дочь Эллен Терри [24]. Пикси делала эскизы под диктовку Йейтса, пока тот рассказывал ей, какой ему видится сцена для этого спектакля [25]. Позже, незадолго до открытия театра Аббатства [26], Йейтс отчаялся найти подходящего художника-декоратора для пьесы Синга [27]. «Я найму Пикси Смит, — написал он леди Грегори. — Кажется, никто, кроме нее не понимает, чего я хочу» [28].

В 1911 году Пикси обратилась в католичество. Она активно участвовала в суфражистском движении и рисовала плакаты для феминистической пропаганды [29]. Когда началась Первая мировая война, она поставила свои таланты на службу Красному Кресту: рисовала плакаты и мастерила игрушки для благотворительных распродаж. После войны Пикси переехала в уединенный корнуольский городок Лизард, где устроила дом отдыха для священников в специально арендованном для этого здании с часовней.

Умерла Пикси Смит 18 сентября 1951 в Бьюде (Корнуолл). Все имущество она завещала своей подруге и компаньонке Норе Лэйк, однако оно было пущено с молотка для покрытия долгов, и Нора осталась ни с чем. Оригиналы картин, по которым была создана колода Таро, пропали бесследно, хотя известно, что однажды Пикси обращалась к Альфреду Штиглицу как к посреднику с просьбой их продать. Конечно, их могли распродать и по отдельности, но это маловероятно, поскольку ни одна из них не обнаружилась в обширной коллекции ее работ, собранной Штиглицем. Оригиналы печатных форм для колоды погибли во время Второй Мировой войны при бомбежке.

В настоящее время существует по меньшей мере двадцать колод Таро, непосредственно повторяющих композиции Пикси Смит, но любой, кто работал с ними, согласится, что подлинная колода Смит обладает особенностями, воспроизвести которые невозможно. Одна из них — удивительная (и, без сомнения, умышленная) неоднозначность в выражении лиц персонажей, позволяющая тарологу и кверенту интерпретировать каждую карту в соответствии с тем, что они в ней видят именно в данный конкретный момент. В этом огромное преимущество колоды Смит над большинством других колод, бесценное при анализе вопросов, связанных с психологическими состояниями, воспоминаниями и личными ассоциациями.

Как отмечает в своей «Энциклопедии Таро» Стюарт Каплан, неутомимый коллекционер ее работ, имя Пикси Смит могло бы кануть в Лету, если бы не созданная ею колода, которой вот уже более восьмидесяти лет наслаждаются миллионы людей по всему миру [30]".


Примечания


[14]. Цит. по: Parsons. “Mysticism in London”, p. 87. — Примеч. автора.

[15]. Гордон Крэг (1872—1966) — выдающийся английский режиссер, художник, иллюстратор книг, актер, историк и теоретик театра. — Примеч. перев.

[16]. Цит. по: Parsons. “Mysticism in London”, p. 81. — Примеч. автора.

[17]. Ibid., p. 83. — Примеч. автора.

[18]. Джеймс Уистлер (1834—1903) — американский художник, мастер живописного портрета, офорта и литографии. Большую часть жизни провел во Франции и Великобритании. — Примеч. перев.

[19]. Цит. по: Parsons. “Mysticism in London”, p. 99. — Примеч. автора.

[20]. Джек Йейтс (1871—1957) — ирландский художник и писатель, сын Джона Батлера Йейтса (см. выше) и младший брат поэта Уильяма Батлера Йейтса. — Примеч. перев.

[21]. Леди Грегори, Августа (1852—1932) — ирландская писательница, драматург и исследовательница фольклора и народных традиций. Вместе с У.Б. Йейтсом и Дж. Сингом сыграла важнейшую роль в формировании ирландского национального театра. Джон Миллингтон Синг (1871—1909) — ирландский драматург, исследователь народного быта и традиций. А.Э. — псевдоним Джорджа Уильяма Рассела (1867—1935), ирландского поэта, художника, критика и философа-мистика, близкого друга У.Б. Йейтса. В действительности журнал «Зеленый сноп» издавался с января 1902 по декабрь 1903 г.; в общей сложности было выпущено 24 номера. С несколькими выпусками можно ознакомиться по адресу http://www7.ocn.ne.jp/~elfindog/grshhead.htm. — Примеч. перев.

[22]. Альфред Штиглиц (1864—1946) — американский фотограф, издатель и владелец галерей, один из создателей современной фотографии. Устраивал выставки произведений авангардных художников и фотографов. — Примеч. перев.

[23]. Харли Гренвилл-Баркер (1877—1946) — английский режиссер, драматург и литературовед, автор 5-томного труда «Предисловие к Шекспиру». — Примеч. перев.

[24]. Эдит Крэг (1869—1947) — английская актриса, режиссер и художник-декоратор, активная деятельница суфражистского движения. — Примеч. перев.

[25]. Wade, Allan, ed. The Letters of William Butler Yeats. New York: Farrar, Straus, and Giroux, 1980, pp. 385—386 (из письма У.Б. Йейтса к леди Грегори от 4 декабря 1902 г.). — Примеч. автора.

[26]. Театр Аббатства — национальный ирландский театр, основанный в Дублине в 1904 году на средства Анни Хорниман. В его репертуар входили пьесы У.Б. Йейтса (художественного руководителя театра), Дж. Синга и леди Грегори. — Примеч. перев.

[27]. Имеется в виду одноактная пьеса Дж. Синга «В сумраке долины» (1903), открывшая первый сезон в театре Аббатства 27 декабря 1904 г. — Примеч. перев.

[28]. Wade. The Letters of William Butler Yeats, p. 444 (из письма У.Б. Йейтса к леди Грегори от 24 ноября 1904 г.). — Примеч. автора.

[29]. Tickner, Lisa. The Spectacle of Women: Imagery of the Suffrage Campaign 1907—1914, pp. 247—248; см. также Elizabeth Butler Cullingford, “At the Feet of the Goddess: Yeats’s Love Poetry and the Feminist Occult” // Toomey, Deirdre, ed. Yeats Annual No. 9: Yeats and Women. London, Macmillan, 1992, p. 47. — Примеч. автора.

[30]. Kaplan. The Encyclopedia of Tarot, p. 45. — Примеч. автора.


(c) Mary K. Greer. Women of the Golden Dawn. Rebels and Priestesses. Park Street Press. Rochester, Vermont, 1995.
Перевод (с) Анна Блейз, 2008



Пикси

Tags: Золотая Заря, История Таро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments