?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В ходе работы над колодой «Таро Тота», создававшейся под руководством Алистера Кроули, художница Фрида Харрис нередко разрабатывала несколько (вплоть до восьми) вариантов одной и той же карты. В каждом случае Кроули останавливал выбор на каком-либо одном варианте, наиболее удачно, с его точки зрения, раскрывающем смысл аркана. Так же он поступил и с картой Мага, выбрав из нескольких версий одну (см. илл. 1) — ту, которая воспроизведена на иллюстрации к соответствующему разделу «Книги Тота» и ныне входит в обе стандартных колоды «Таро Тота» (версию «U.S. Games Systems» и т.наз. «швейцарскую» версию компании «A.G. Muller»). Однако в 1986 году компания «U.S. Games Systems» выпустила специальное издание «Таро Тота», оформленное по образцу «швейцарской» колоды и включающее три различные версии Мага. Два дополнительных Мага этой колоды (впоследствии несколько раз переиздававшейся) основаны на рисунках Фриды Харрис (см. илл. 2 и 3), отвергнутых Кроули в пользу «стандартной» версии.

Правомерность использования колоды Тота с тремя Магами вызывает споры среди тарологов по сей день. Выдающийся американский исследователь герметической традиции и один из лучших современных специалистов по «Таро Тота» Лон Майло Дюкетт категорически не рекомендует искать в дополнительных Магах какой бы то ни было оккультный смысл, утверждая, что использование этих карт нарушает структуру Таро и что они были введены в колоду исключительно в качестве бонуса: «Семьдесят восемь карт стандартной колоды Таро печатаются на четырех листах, на каждом из которых помещается двадцать карт. Таким образом, в каждом комплекте остается свободное место для двух дополнительных карт. Большинство издателей пользуются этой возможностью, чтобы добавить в колоду две карты с инструкциями или рекламой. Однако [на сей раз издатели] решили побаловать поклонников Кроули и заполнили свободные места репродукциями двух ранних вариантов Мага, которые Фрида Харрис полностью проработала, но Кроули — отверг» [1]. Мнение Л.М. Дюкетта разделяют и некоторые другие исследователи колоды Тота, в т.ч. Хайо Банцхаф и Бриджит Телер, заявляющие, что два «лишних» Мага были включены в издание 1986 г. «по ошибке» и будто бы «в настоящее время они вновь исключены» [2].

Однако существует и немало сторонников использования дополнительных Магов в колоде Тота, позиция которых подкрепляется и практическими разработками, и теоретическими построениями, и прецедентами. Что касается последних, то известны и другие колоды с альтернативными вариантами тех или иных старших арканов (к примеру, в колоду «Victoria Regina» включены 2 карты Мага, в «Таро Космического Племени» — 3 карты Влюбленных, в «Пражское Таро» — 2 Смерти и др.). На практике в подобных случаях либо выбирают для работы одну из карт-«двойников», более соответствующую конкретному запросу или индивидуальным предпочтениям таролога, либо используют все варианты наравне (чаще для медитации, в целях исследования значений аркана и т.п., но иногда и в гадании, не изымая «лишние» карты из колоды). Нумерологическая структура и система соответствий колоды при этом не нарушается, т.к. различные версии одной карты рассматриваются не как дополнительные арканы с некими самостоятельными соответствиями, а как взаимодополняющие варианты, которые отличаются друг от друга только образным рядом, акцентирующим в каждом случае тот или иной аспект данного аркана .



В рамках данного подхода «тройной Маг» колоды «Таро Тота» получает различные интерпретации у разных исследователей. Некоторые трактовки представляются совершенно безосновательными — как, например, встречающееся у англоязычных авторов буквальное отождествление трех Магов колоды Тота с евангельскими тремя волхвами (англ. Magi — «маги» и «волхвы»). Другие кажутся слишком условными, ибо строятся не столько на целостном анализе символики конкретных карт, сколько на вырванных из контекста карты отдельных образах, вписывающихся в заранее заданную схему. Примером может служить бытующее среди некоторых западных тарологов соотнесение трех Магов с тремя божествами греческой мифологии — Гермесом, Аполлоном и Дионисом. Маг №1 трактуется как Гермес — игрок и трикстер, олицетворяющий своеволие и стремление манипулировать миром в собственных целях; Маг №2 — как Аполлон, вооруженный символами различных искусств и профессий, творец форм, придающий миру определенность; Маг №3 — как андрогинный Дионис в окружении колосьев (символов Деметры — его духовной матери), символизирующий буйную радость жизни и владение ключами к тайне мистического экстаза. При том, что многие функции и атрибуты перечисленных божеств действительно вписываются в символику Ату I, попытка жестко привязать каждого из трех Магов колоды Тота к одному конкретному божественному образу резко сужает спектр их значений и препятствует достаточно глубокому постижению смысла этого аркана.

Еще менее удовлетворительной следует признать концепцию отечественного эзотерика Е. Колесова, отождествляющего Мага №1 с греческим Гермесом, Мага №2 — с египетским Тотом, а Мага №3 — с индийским Хануманом [3]. Е. Колесов не только допускает очевидную для любого искусствоведа путаницу в атрибутации египетского и индийского изобразительных канонов, но и — сознательно или по неведению — игнорирует прямое указание из «Книги Тота» о недопустимости соотнесения фигуры Мага с индийским Хануманом: «Индуистское представление о Меркурии как Ханумане, боге-обезьяне, до омерзения низменно. В культе его не обнаруживается ни одного из высших аспектов данного символа. […] Кроме того, о нем не сложено ни одной сколько-нибудь глубокой или духовной легенды. Нет сомнений, что Хануман — это не более чем Обезьяна Тота» [4]. (Что касается последней, то она олицетворяет возможность лжи и превратного истолкования, сопутствующую всякой речи и письму — основным функциям Тота-Гермеса-Меркурия, — и сопровождает Мага во всех трех вариантах, чем подчеркивается сущностная дуалистичность данного аркана. )

Наиболее полной и перспективной из разработанных к настоящему времени трактовок «тройного Мага» колоды Тота представляется теория американской исследовательницы Дженнифер Л. Мур, согласно которой, три версии Мага обозначают три стадии духовно-магического развития человека. Приведем изложение этой теории на основе статьи Дж.Л. Мур «Психология Мага».

Илл. 1

Маг (Кроули)_Греческий

Маг №1 — это ребенок, поглощенный чудом познания мира. Ему доступны все орудия, но он слишком захвачен восторгом первооткрывателя и еще не способен сосредоточиваться и направлять волю. На карте изображен мальчик, вокруг которого плавают в эфирном пространстве символы стихий. Однако он не столько использует эти орудия, сколько играет ими и старается их ощутить, почувствовать. Тело его соткано из света и окрашено в желтовато-зеленые тона весны, символизирующие юность. Он наг и уязвим. На этой стадии путешествия Дурак сбросил свои одежды (отверг связь с материальным планом или избавился от страха уязвимости) и отважился прыгнуть в пропасть (перейдя тем самым на более высокую ступень). Ноги его плотно сжаты, как будто лодыжки связаны веревкой: это шаткая, неуверенная поза. Психологически данная карта связана с детством: ребенок учится ориентироваться в пространстве, постепенно обретает независимость и знания о том, как пользоваться различными предметами. Он делает первые шаги по жизни — робко, но с огромным любопытством и интересом.

Илл. 2

Маг (Кроули)_Индийский

Маг №2 — повзрослевший человек. Это стадия самоосознания и продолжающегося обучения. Человек осознает предназначение доступных ему орудий и может использовать их для созидания и улучшения своей жизни. Он «дорос до своей магии», и она помогает ему. Он пользуется ею, и она становится очередным его орудием. На этой карте изображен более взрослый, уверенный в себе маг. Он балансирует на носках, раскинув руки и слегка расставив ноги. В выражении его лица чувствуются сосредоточенность и воодушевление. Из тела его исходят лучи света, каждый из которых оканчивается кистью руки. Этот Маг крепко держит в руках свои орудия. Сами орудия прорисованы более тщательно, и вместо стилета, фигурирующего на карте №1, здесь представлен меч, символизирующий зрелую волю и более развитое состояние в целом. На переднем плане изображен кадуцей Гермеса. В целом, перед нами символ Зрелости — Зрелости Воли и Творческой Силы. Психологически данная карта представляет взрослого человека, осознавшего свою взаимосвязь с окружающим миром. Он принимает ответственность за самого себя и способен сам о себе позаботиться, но и в полной мере чувствует давление среды.

Илл. 3

Маг (Кроули)_Египетский

Маг №3 — полная зрелость, преображение. Человек «перерос» инструментальный подход к миру и слился воедино со своим духовным окружением. Его больше не интересует использование магии в практических целях: он танцует магию. Он сам становится магией, а орудия теперь воспринимаются как друзья, равноправные партнеры по Великому Деланию. Этот преображенный Маг снова изображается нагим и юным, его лицо безмятежно. На ногах его вновь крылатые сандалии, как и у 1-го Мага; орудия, уже не столь изощренные, как на карте №2, снова парят вокруг него в пространстве. Однако, в отличие от орудий на карте №1, в их расположении ощущаются порядок и ритм. Маг №3 вышел за пределы жестких формул и больше не нуждается в строгой дисциплине. Он сам есть Великое Делание; он сам есть магия. Психологически данная карта соответствует полной зрелости, переоценке ценностей, освобождению от давления социальных условностей и обретению своего истинного Я в единстве с миром.

* * *

Ответ на вопрос о том, почему Кроули предпочел Мага №1 двум другим версиям, содержится в самой «Книге Тота»: «Представляемая здесь карта разработана главным образом на основе греко-египетской традиции, ибо в ходе взаимодействия греческой и египетской философских систем идея этого аркана была развита не в пример глубже, чем в любой другой традиции за все времена».

Но означает ли это, что именно такую изобразительную трактовку I-го аркана Кроули считал единственно правильной? Ни в коей мере. Ибо описание этой карты в «Книге Тота» завершается следующим красноречивым пассажем: «…представить истинный образ здесь невозможно — ибо, во-первых, любой образ по определению неистинен; во-вторых же, поскольку [олицетворяемое I-м Ату] движение вечно, а скорость его предельна, т.е. равна c, скорости Света, то всякое состояние покоя само по себе противоречит идее данной карты; таким образом, этот рисунок — не более чем мнемонические наброски» [7].

Ссылки
1. Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003, p. 100.
2. Хайо Банцхаф, Бриджит Телер. Таро Тота Алистера Кроули. Ключевые слова. Рус. пер. Т.В. Лебедевой. СПб.: «Весь», 2006, с. 15.
3. Евгений Колесов. Магика как система. М.: Велигор, 2004.
4. Aleister Crowley, Frida Harris. Book of Thoth. Weiser Books, 1981, p. 71.
5. Jennifer L. Moore. Psychology of Magus. http://www.enchantedspirit.org/Tarot/Articles/PsychologyoftheMagus.php
6. Book of Thoth, p. 71.
7. Book of Thoth, p. 72.


© Анна Блейз

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
annablaze
Aug. 3rd, 2009 09:22 pm (UTC)
Не за что :) на здоровье :)
irizistible
Nov. 4th, 2009 07:03 pm (UTC)
Здравствуйте!
Купила карты Таро, как у вас на картинках, только с русскими названиями! Испытала сложности в толковании, ибо Принц-Принцесса-Рыцарь-Королева в моей книге нет. А как провести связь с Валетом, Рыцарем, Королем и Королевой? Пришла к выводу, что
Валет - ПРИНЦЕССА
Page (Jack)
Он же Вестник, Паж или Раб.
Рыцарь - (ПРИНЦ)
Knight Он же Всадник, Кавалер или Воин.
Королева
Queen Иначе Сивилла, Дама или Владычица Пентаклей.
Король Дисков - (РЫЦАРЬ)
King Иначе Фараон или Владыка.

Права ли я, и можно ли обращаться к Вам за помощью?
С уважением, Катерина
annablaze
Nov. 4th, 2009 08:50 pm (UTC)
Здравствуйте!
По поводу аналогов названий придворных карт - все правильно. Только надо иметь в виду, что в разных колодах они могут иметь разные оттенки значения, и это зависит, в частности, и от названий и конкретных изображений в каждой данной колоде. Т.е., например Принцессы из "Таро Тота" - это формально/структурно то же самое, что и Пажи, допустим, из "Райдера-Уэйта" или какого-нибудь его клона, но акценты при толковании будут разные.
Обращаться за помощью по теории можно, но что касается практики - к сожалению, у меня, скорее всего, не будет времени на внятные ответы.
Удачи! :)
lizi_black
May. 11th, 2016 03:47 am (UTC)
Здравствуйте, Анна! Много лет назад эта тема, о трёх магах, была актуальна. Сейчас я к ней вернулась. Меня смутили изменения, которые произошли в этой статье. Я имею ввиду расстановку магов. Судя по их характеристикам, именно восьмирукий, "обезьяна бога", бог воров, является Хануманом. Там даже сама обезьяна изображена огромной. А вот третий:
.
.
"Маг №3 — полная зрелость, преображение. Человек «перерос» инструментальный подход к миру и слился воедино со своим духовным окружением. Его больше не интересует использование магии в практических целях: он танцует магию. Он сам становится магией, а орудия теперь воспринимаются как друзья, равноправные партнеры по Великому Деланию. Этот преображенный Маг снова изображается нагим и юным, его лицо безмятежно. На ногах его вновь крылатые сандалии..."

.

- стопроцентный египетский маг. И раньше именно так Вы их распределяли. Что изменилось? Почему он, третий, вдруг стал Хануманом по прошествии лет?

Edited at 2016-05-11 03:50 am (UTC)
annablaze
May. 11th, 2016 04:00 am (UTC)
Здравствуйте, Лиза!
Какие изменения, где произошли? Я как раз и пишу о версии "№3-Хануман" как об ошибочной. Вот цитата из статьи: "Еще менее удовлетворительной следует признать концепцию отечественного эзотерика Е. Колесова, отождествляющего Мага №1 с греческим Гермесом, Мага №2 — с египетским Тотом, а Мага №3 — с индийским Хануманом [3]".
lizi_black
May. 11th, 2016 04:14 am (UTC)
Спасибо за пояснение. Просто попалась книга современного "гуру", где дама декларирует Египетского мага как Ханумана. Если уж распределять их, то Хануман как раз восьмирукий. Там обезьяна главенствует, да и Кадуцей только до уровня гениталий - в высшие сферы его не пускают. Как-то так.
annablaze
May. 11th, 2016 04:18 am (UTC)
Не за что! Ну, очевидно, эта дама бездумно переписала у Колесова.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com