annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

  • Mood:

Кстати о "магической памяти"

Глава VI из "Магии в теории и на практике", так и называется - "Магическая память".
Здесь первая часть, потом вторую выложу.

Но сначала несколько слов по теме. «Магической памятью» Кроули называет память о прошлых инкарнациях. Ранняя его точка зрения на этот вопрос высказывается в сборнике «Меч песни» (1904): «Буддисты, отрицающие существование атмана, или Души (идею неизменного и вечного сознания, бытия и блаженства), представляют воображаемое Эго человека (или, если угодно, собаки) как временный агломерат частиц. Реинкарнация как бы откалывает лишь внешние слои этого скопления, так что на протяжении нескольких перерождений Эго остается до некоторой степени постоянным, чем и объясняется возможность “магической памяти”. Этот агломерат — саттва».

Рассматриваемая в настоящей главе теория перевоплощения как эволюции микрокосмической «звезды» была разработана позднее, на основе откровений «Книги Закона». Принципы этой теории Кроули излагает в письме к Чарльзу Стенсфилду Джонсу от 22 ноября 1922 г.: «Я хочу подчеркнуть полную аналогию между макрокосмической и микрокосмической вселенной, равно как и атомной. Каждая звезда, Эго и атом — абсолютно независимая частица, полноценная и завершенная сама по себе, однако несовершенная по сравнению с большим целым; в этом отношении все ее особенности — ее недостатки. Каждая отделена от других расстояниями, огромными по сравнению с ее собственными размерами, но при этом связана со всеми остальными звездами, так как последние в той или иной мере влияют на ее движение — посредством силы тяготения, символизирующей “любовь в согласии с волей”. Каждая звезда стремится облегчить бремя своей обособленности, соединившись с другими. Таким образом, гравитация, физическая любовь, интеллектуальное постижение и самадхи — все это выражения одной и той же силы на различных планах».


А теперь - текст:

Нет задачи более важной, чем исследовать свои прошлые воплощения [1]. Зороастр говорит: «Исследуй Реку Души: отколе и с чем ты пришел» [2]. Сознательно осуществить свою Истинную Волю невозможно, если не знаешь, в чем она состоит. В «Liber Thisharb» объясняется, как найти ответ на этот вопрос, вычислив равнодействующую сил, которые сделали человека тем, кем он есть. Но этот метод применим лишь в пределах нынешней инкарнации.

Если бы мы, например, проснулись в лодке посреди незнакомой реки, то весьма опрометчиво было бы заключить, что расстояние до ближайшего видимого плеса — это и есть вся река. Гораздо полезнее было бы припомнить расположение предыдущих плесов, которые мы миновали до того, как нас сморил сон. И еще спокойнее на душе нам станет, как только мы осознаем, что все изгибы реки определяются действием единой и постоянной силы — гравитации. Тогда мы сможем утешиться мыслью, что — рано или поздно — «дойдет и в море канет // Усталая река» [3].

В «Liber Thisharb» объясняется, как обрести Магическую Память, научившись постепенно, шаг за шагом отступать все дальше в прошлое в своих воспоминаниях. Но, пожалуй, в большинстве случаев более действенной оказывается усердная практика дхараны [4]. Подавляя относительно доступные мысли, мы проникаем в более глубокий слой — слой пробужденных воспоминаний детства. Еще глубже залегает пласт мыслей неясного нам происхождения. Некоторые из них, по-видимому, относятся к прошлым воплощениям. Работая над этими областями своей психики, мы можем развивать их; постепенно мы обретаем в этом опыт и мастерство; мы выстраиваем эти первоначально разрозненные элементы в организованную последовательность; стоит лишь приноровиться к этой работе — и способность к ней начнет развиваться с поразительной быстротой.



Гораздо легче (по очевидным причинам) обрести Магическую Память тому человеку, который некогда дал на много жизней вперед обет немедленного перевоплощения. Большое препятствие представляет собой так называемый фрейдистский феномен вытеснения: даже если мозг зарегистрировал какое-то неприятное событие достаточно точно, вспомнить его нам не удается или удается только с искажениями, потому что оно причиняет боль. Это явление подробно разобрано и проиллюстрировано в «Психопатологии обыденной жизни» [5]. Королева Ужасов — Смерть, и взглянуть ей в лицо поистине нелегко. Человечество сотворило для нее целый сонм фантастических масок; об умершем люди говорят: «Он теперь на небесах», «Он отошел в мир иной», и так далее, хотя все эти метафоры — лишь флажки пустых измышлений, реющие на картонных башенках наших беспочвенных теорий. Мы инстинктивно отшатываемся от воспоминаний о нашей предыдущей смерти — точно так же, как и от мыслей о смерти очередной, которая ожидает нас в будущем [6]. Здесь очень помогает способность встать на точку зрения посвященного.

Как только мы преодолеем этот pons asinorum [7], работать станет гораздо легче. Дотянуться до позапрошлого воплощения не в пример проще: знакомство со смертью порождает презрение к ней.

Задача существенно упрощается, если у нас с самого начала имеются разумные основания отождествить себя с какой-то определенной личностью из близкого прошлого. Поучительным примером может послужить рассказ о том, как повезло в этом отношении Алистеру Кроули. Читатель увидит, насколько разнообразными могут быть точки соприкосновения между нынешней и прошлой инкарнацией.

1. Элифас Леви умер приблизительно за шесть месяцев до рождения Алистера Кроули. Считается, что примерно на этой стадии развития эмбриона им завладевает реинкарнирующее эго.

2. Элифаса Леви отличало поразительное внешнее сходство с отцом Алистера Кроули. Но это, разумеется, указывает лишь на определенную степень совместимости с физической точки зрения.

3. Еще до знакомства с трудами Элифаса Леви Алистер Кроули написал пьесу «Роковая сила», в которой фигурирует магическая операция весьма своеобразного характера. Формулу этой операции, которую Алистер Кроули считал своим собственным изобретением, упоминает Леви. При этом больше ни у одного автора не удалось обнаружить столь детального и полного соответствия.

4. В Париже Алистер Кроули нашел один квартал, который показался ему необъяснимо знакомым и притягательным. Это не было обычным «дежа вю» — это было чувство возвращения домой. Изрядное время спустя он узнал, что в этом месте Леви прожил много лет.

5. Между событиями жизни Элифаса Леви и биографией Алистера Кроули обнаруживается множество любопытных совпадений. Религиозная карьера, которую и в том, и в другом случае родители прочили сыну; неспособность найти сколько-нибудь систематическое применение своим поистине выдающимся талантам; необъяснимые гонения, которым оба подвергались и виновники которых, похоже, стыдились собственных поступков; схожие обстоятельства супружеской жизни [8], — все это на удивление тесные параллели.

6. В характерах этих двоих имеется немало тонких моментов сходства. Оба, судя по всему, постоянно пытались примирить непримиримые противоположности. Обоим нелегко было избавиться от ложного убеждения в том, что утвердившие мнения и привычки других людей якобы можно радикально изменить краткими дружескими разъяснениями. Оба питали странное пристрастие к необычным учениям и труднодоступным источникам знаний, из-за чего выглядели в глазах окружающих чудаками. Оба пробуждали панический страх — иначе не назовешь — в незнакомцах, которые, впрочем, никогда не могли объяснить причины подобного отвращения, порой доходящего до степени временного умопомешательства. У обоих главной страстью было стремление помочь человечеству. Оба донкихотствовали, пренебрегая и личным благосостоянием, и даже обычными бытовыми удобствами, — и тем не менее, оба любили роскошь и блеск. Обоих отличала сатанинская гордыня.

7. «Clef des Grands Mysteres» [9] Леви попал в руки Алистера Кроули уже после того, как тот стал Братом OY MH [10] и собрал все материалы для своей диссертации на степень Свободного Адепта. Примечательно, что, издавна восхищаясь Леви и даже уже заподозрив свое тождество с ним, именно эту его работу Кроули не потрудился приобрести ранее (хотя вообще покупал очень много книг). К изумлению своему он обнаружил, что в этой книге написано уже почти все, что он намеревался сказать. В результате он бросил писать свою работу и вместо этого перевел упомянутый шедевр.

8. Столь же разительно, тонко и глубоко схожи между собой стили Алистера Кроули и Элифаса Леви. Оба придерживаются почти одинаковой точки зрения на вещи. Манера иронизировать у обоих одинакова. Оба находят нездоровое удовольствие в том, чтобы разыгрывать читателя. Но в одном сходство оказывается абсолютным — и во всей литературе не найдется еще одного такого автора, который разделял бы с ними эту черту. Черта эта такова: оба они умеют сочетать в одной фразе возвышенность и энтузиазм с насмешливой горечью, скепсисом, грубостью и презрением. Возможность взять аккорд, в котором соединилось бы как можно больше враждующих начал, для обоих составляет высшее наслаждение. И наслаждение это, похоже, проистекает из отрадного ощущения власти — то есть способности принудить все возможные компоненты мысли к участию в едином порыве.

Если бы теория реинкарнации была общепризнанной, все эти соображения могли бы послужить достаточно вескими аргументами в пользу моей гипотезы. В этом тождестве БРАТ PERDURABO был убежден где-то в глубине своей души еще задолго до того, как обрел подлинные воспоминания [11].


Примечания


[1]. В качестве аргумента против теории реинкарнации указывали на то, что численность населения нашей планеты стремительно растет. Откуда берутся новые души? Нет нужды изобретать гипотезы насчет других планет; довольно будет сказать, что Земля проходит в своем существовании такой период, в котором новые человеческие души образуются из элементов все чаще и чаще. Доводы в поддержку этой теории бросаются в глаза: в какой еще эпохе мы обнаружим такой инфантилизм, такое пренебрежение к родовой памяти человечества и такое доверие к непоследовательным и бессмысленным стереотипам? (И каков контраст между незрелой эмоциональностью и легковерием среднего «образованного» англосакса и трезвым здравым смыслом простого безграмотного крестьянина!) Значительная часть современного человечества состоит из «душ», живущих человеческой жизнью в первый раз. <...> Всё это — люди, которые не поняли, не приняли и не научились использовать даже Формулу Осириса. Им сродни «единождырождённые», о которых говорит Уильям Джемс, — люди, не имеющие способностей ни к философии, ни к магии, ни даже к религии, но лишь инстинктивно прячущиеся от ужаса созерцания Природы (которой они не постигают) в утешительном сиропе идей, которые услужливо предлагают им «христианская наука», спиритуализм и тому подобные псевдо-оккультные учения или выхолощенные формы так называемого христианства. — Примеч. А. Кроули.

[2]. «Халдейские оракулы», §172. — Примеч. перев.

[3]. Из стихотворения Ч.Э. Суинберна «Сад Прозерпины»; цит. в пер. Р. Облонской. — Примеч. перев.

[4]. Подробно об этом методе см.: Алистер Кроули. Книга Четыре. Мистицизм и магия. М.: Ганга, Телема, 2008, сс. 63—67. — Примеч. перев.

[5]. См.: Зигмунд Фрейд. Психопатология обыденной жизни. СПб.: Алетейя, 1997. — Примеч. перев.

[6]. Мысли о предстоящей смерти — очень полезное упражнение. См. «Liber HHH»; изучите также буддийские медитации на Десять Нечистот. — Примеч. А. Кроули.

[7]. Лат. букв. «ослиный мост»; подразумевается препятствие для начинающих. — Примеч. перев.

[8]. Жена Леви бросила его, и он лишил ее своего покровительства. Она утратила красоту и ясность ума и стала добычей отвратительного старого выродка. Жена Алистера Кроули упорствовала в попытках осуществить то, что ей казалось ее истинной Волей; Кроули был вынужден отойти в сторону. Ее постигла та же судьба, что г-жу Констан, только в еще более жестокой и катастрофической форме. — Примеч. А. Кроули.

[9]. «Ключ к Великим Таинствам» (фр.). — Примеч. перев.

[10]. OY MH (др.-греч. «Нет! решительно нет» или «Пока еще не...») — магический девиз Кроули на степени Свободного Адепта A.'.A.'. (7°=4°); часто используется в сокращенном виде — как O.M. — Примеч. перев.

[11]. И еще множество удивительных подтверждений я нашел через много лет после того, как были написаны эти строки, — в биографии Элифаса Леви, принадлежащей перу г-на Поля Шакорнака [Paul Chacornac. Éliphas Lévi, renovateur de l’occultisme en France (1926)]. — Примеч. А. Кроули.


Перевод (с) Анна Блейз, 2008
Tags: Кроули
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments