?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В «Книге Самех», написанной Кроули в 1921 году и представляющей собой "операцию Священной Магии, предназначенной для Достижения Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем", содержится - среди прочего - призывание Сатаны, не встречающееся более ни в одном телемическом ритуале. Это действительно необычный факт, поскольку Сатана вообще не занимает сколько-нибудь заметного места в учении Телемы, а своим юношеским «сатанизмом», упомянутым в «Исповеди», Кроули обязан не оккультным, а литературным влияниям — мильтоновскому Сатане как "торжествующему герою", образам из поэзии Бодлера и Блейка (ср., например, у Блейка в «Бракосочетании Неба и Ада»: «Мессию, или Сатану, или Искусителя прежде почитали одной из тех Допотопных сущностей, кои суть наши Энергии») и т.п. Это была естественная реакция молодого человека на давление со стороны родственников - фанатичных последователей учения «плимутских братьев». И даже в тот период «основная задача» заключалась для него «не в том, чтобы "сатанинствовать", как назвал бы это Гюисманс, но попросту в том, чтобы спастись от угнетателей и наслаждаться жизнью без какого бы то ни было вмешательства со стороны так называемой духовной жизни».

Довольно скоро Кроули перерос этот юношеский бунт и стал рассматривать образ Сатаны с религиоведческих позиций, в рамках концепции, согласно которой бог «золотого века», Сатурн, превратился в «козла отпущения» в наивных попытках человека отделить зло от добра и противопоставить их друг другу. В 1915 году он писал:

«В эпоху крушения древних цивилизаций, когда люди перестали понимать, каким образом жизнь на самом деле соотносится с бытием и когда повсеместно распространились культы Аттиса, Адониса, Осириса и других увечных или умирающих божеств, Сатурна стали путать с семитским Шайтаном. Время, жизнь и все обстоятельства бытия стали рассматриваться как зло, как следствие чьих-то дурных намерений. “Потусторонность” разрушила простое приятие фактов жизни, типичное для язычества» («Общие принципы астрологии»).

Кроули намекает здесь на переход от Эона Исиды, или эпохи язычества, к Эону Осириса. Но к чему призывает Эон Хора — к восстановлению изначальной традиции или к созданию новой формулы? Во фрагментах «Магии в теории и на практике», созданных в Чефалу (в 1921 году), Кроули вновь отождествляет Сатурна с Сетом, Шайтаном или Сатаной, но уже в том виде, в каком собирательный образ последних предстает в XV Ату Таро — аркане «Дьявол»:



«Этого "Дьявола" именуют Сатаной или Шайтаном; и люди, не знающие его формулы, страшатся его. Вообразив себя порочными, вину за свои вымышленные прегрешения они возлагают на саму Природу. Сатана — это Сатурн, Сет, Абраксас, Адад, Адонис, Аттис, Адам, Адонаи и т.д. Самое большее, в чем его можно обвинить, — это то, что он представляет собой южное солнце».

Данный отрывок вошел к 5-ю главу МТП; далее, в главе 21, Кроули подчеркивает, что

«...Дьявола не существует. Это ложное имя, которое придумали Черные Братья, дабы придать видимость Единства невежественной путанице своих разрозненных представлений».

Правда, спустя много лет, рассматривая образ Сатурна в «Книге Тота» (раздел «Ату XIII, Смерть»), Кроули вновь ссылается на утраченную традицию и вновь проводит разграничение между Сетом и Сатурном:

«Только вследствие искажения Традиции, путаницы с Сетом и с культом Умирающего Бога, который был превратно истолкован, испорчен и извращен приспешниками Черной Ложи, этот символ [т.е. Сатурн] стал восприниматься как олицетворение дряхлости и зла».

Однако далее в той же работе, в разделе, посвященном Ату XV, он утверждает:

«Ее [т.е. данной карты] управитель Сатурн — это Сет [Set], ослоглавый бог египетских пустынь, бог юга. Имя его связано со всеми богами, имена которых содержат те же согласные, — такими как Шайтан [Shaitan] или Сатана [Satan]».

Таким образом, в итоге Кроули сохранил представление о данной группе божеств, высказанное в "Магии в теории и на практике" (глава 5):

«...мы без зазрения совести возрождаем "дьяволопоклонничество" тем идеям, которые — в согласии с законами звука и таких явлений, как речь и слух, — приходится связать с группой «Богов», чьи имена имеют основу на звук "St" или "D", огласованный открытым "А". Ибо Имена эти подразумевают такие качества, как храбрость, откровенность, энергия, гордость, сила и торжество; это слова, выражающие творческую и отческую волю».

Эта тема была важна для Кроули лично в связи с тем, что именно в Чефалу он впервые отождествил Айвасса — сущность, продиктовавшую «Книгу Закона», — со своим собственным Священным Ангелом-Хранителем. Более того, в части IV «Книги Четыре» он делает следующий вывод:

«Сейчас я склонен полагать, что Айвасс — это не только Бог, Демон или Дьявол, которому некогда поклонялись в Древнем Шумере, и не только мой собственный Ангел-Хранитель, но и человек, как и я сам — в той мере, в какой Он пользуется человеческим телом для установления магической связи с возлюбленным Им Человечеством, — и что Он, таким образом, есть Совершеннейший, Глава A.’.A.’.».

Причины, по которым Кроули связывал Айвасса с Древним Шумером, разъясняются в следующем (не публиковавшемся ранее) отрывке из введения, предпосланного «Новому комментарию» к «Книге Закона»:

«LXXVIII. Число Айвасса, Разума, передавшего эту Книгу. Я был вынужден полагаться только на слух и потому записал Его имя как [Алеф-Йод-Вав-Алеф-Самех], LXXVIII, [73], соотнеся его со словом «Мезла», которое означает Влияние, исходящее от Кетер, и дает в сумме то же самое число. Но в An. XIV [1918-м году] мне загадочным образом встретился некий Брат , ничего не знавший обо всей этой Работе, но предложивший вариант записи [Айин-Йод-Вав-Зайин], который дает в сумме XCIII, 93 (число слов "Телема" и "Агапэ"), и тем самым сосредоточивает в едином символе всю Книгу. Так оказалось, что Автор сокрыто тождествен своему посланию.
Айваз — это не просто формула (как я предполагал ранее), подобная многим ангельским именам, но истинное изначальное имя Бога йезидов, восходящее, таким образом, к глубочайшей Древности. Следовательно, наша работа аутентична с исторической точки зрения и представляет возрожденную традицию Древнего Шумера. (Шумер — это Южная Месопотамия, древнейшее местообитание нашей расы.)
Еще один Брат сообщил мне, что "Айваз" означает "служитель" или "вестник", а в более узком смысле — "виночерпий"; и это самым четким образом согласуется с его функцией логоса».

Напомним, что йезиды (или езиды) — это религиозная секта курдов, сохраняющая наследие древних месопотамских культур. Верховное божество йезидов носит имя Малаки-Тауз; враждебные арабские племена, обитавшие с ними по соседству, называли их «шайтанопоклонниками», но это было всего лишь бранное выражение, не имевшее ничего общего с фактами. За несколько лет до того, как Кроули написал эти строки, в академических кругах развернулась дискуссия о том, насколько древним является имя божества йезидов, «Тауз». Некоторые ученые предполагали, что оно происходит от «Таммуз» — имени древнего шумеро-аккадского бога растительности и ассиро-вавилонского солнечного бога, подобного древнегреческому Адонису. Исья Иосиф опубликовал в 1919 году монографию «Культ дьявола», в которой опровергал эту точку зрения и производил имя «Тауз» от арабского «ta’us» — «павлин» (ныне данная этимология является общепринятой), отмечая при этом, что «между собой они [т.е. йезиды] называют Бога древним именем “Азд”, от какового и происходит название этой секты». Не исключено, что Кроули ознакомился с этими теориями благодаря Самуилу Айвазу Якобсу (тому же «Брату», который сообщил ему вариант написания имени «Айваз», дающий в сумме 93) и опирался на них в работе над приведенным текстом.

Ввиду вышесказанного Кроули и проводит в «Книге Самех» символическую параллель между Айвассом и Сатаной, связывая последнего с еврейской буквой Айин (О), путь которой на Древе Жизни соответствует Ату XV, «Дьяволу», а в астрологии - Козерогу, обители все того же Сатурна. Здесь следует вспомнить, что путь Айин ведет к Тиферет-Солнцу, сефире, в которой совершается Познание и Собеседование с Ангелом-Хранителем — то самое Достижение, для которого служит описанный в «Книге Самех» ритуал. Однако считать Кроули и его последователей сатанистами на этом основании - ничуть не более правомерно, чем утверждать, что они являются христианами, так как столь важная в инициатическом пути Телемы сефира Тиферет иногда ассоциируется с Христом. Нигде в своих работах Кроули не утверждает, что «Книгу Закона» ему продиктовал Сатана; и он никогда не употреблял составное имя «Шайтан-Айваз», которое Кеннет Грант - толкователь учения Кроули, привнесший в него немало искажений, - ввел в обиход уже после его смерти.

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com