?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Племена Богини Дану

Из книги Питера Смита "У.Б. Йейтс и Племена Богини Дану", начало 6-й главы

Третья и последняя теория происхождения фэйри помещает Туата Де Данаан не на Олимпе и не в Аиде, а на земле, хотя и в далеком прошлом. Согласно этой теории, Туата Де представляют собой искаженные и приукрашенные фантазией воспоминания о некоем древнем человеческом племени, давно исчезнувшем с лица земли. На вопросы о том, кто были эти люди и откуда они пришли, отвечают по-разному. Среди вариантов ответов нередко попадаются откровенно нелепые, что, в общем, неудивительно. Теософы считали друидов атлантами и, вне сомнения, приписывали подобное происхождение и Туата Де, а масоны, по слухам, причисляли Туата Де к своему братству [1]. Наверняка в наши дни найдутся и такие, кто считает их инопланетянами. Разумеется, убедительно опровергнуть подобные домыслы невозможно, поскольку свидетельств в их пользу наличествует ничуть не меньше (а точнее, не больше), чем в поддержку более серьезных версий. Но не будем тратить на них время. Несколько более влиятельной оказалась гипотеза Дэвида Макричи, высказавшего в двух своих книгах — «Свидетельства традиции» (1890) и «Фении, фэйри и пикты» (1893) — предположение о том, что фэйри были племенем пигмеев, происходившим из малонаселенных областей Северной Европы. Однако и Макричи в наши дни утратил доверие ученых, а вместе с ним была дискредитирована и вся теория, объясняющая феномен фэйри как народные воспоминания о некоем племени смертных. Даже те немногочисленные последователи, которые еще остались у этой теории, развивают, как Юлиус Покорный [2], преимущественно эксцентричные ее черты, которые, впрочем, были ей свойственны всегда.

Тем не менее, я намереваюсь предложить вашему вниманию собственный вариант именно этой теории. С моей точки зрения, главная ошибка предшествующих ее сторонников заключалась в склонности к сверхупрощениям. Даже Макричи, различавший несколько «национальных» прототипов фэйри, все же рассматривал ирландских (равно как и шотландских) фэйри как фактически однородную группу. Но если мы поступим иначе и разделим фэйри на два различных племени, то проблема станет несколько более разрешимой. Я полагаю, что сделать это вполне возможно и что такое решение позволит нам до некоторой степени проследить подлинную (в противовес мифологической) историю фэйри.



Туата Де Данаан и сиды

Мне уже доводилось цитировать некоторые отрывки из древнеирландских текстов, в которых между Туата Де Данаан и сидами проводится некое различие. Например, Луг, пришедший на собрание Туата Де Данаан на Холме Балора, приводит с собой «войско… из волшебных холмов». Именно с этим войском, а не с воинством Нуаду (короля Туата Де) Луг помогает Бодбу Дергу отбить атаку фоморов. В альтернативной версии Луг просит допустить его в Тару, представляясь арфистом, но получает отказ, поскольку среди Туата Де уже есть арфист — «Абкан, сын Бикелмоса, которого Туата Де Данаан избрали в волшебных холмах». Таким образом, оказывается, что волшебные холмы были кем-то заселены еще до того, как в них удалились Туата Де. Последние же присоединились к этим исконным обитателям холмов, когда потерпели поражение от сыновей Миля. Как сказано в «Опьянении уладов», «Туата Де Данаан ушли в холмы и волшебные места и столковались с волшебным народом, обитавшим под землей» [3]. Разумеется, для исследователей это не новость. Об этом уже писал, среди прочих, Юджин О’Карри [4]. Дуглас Хайд добавляет два важных соображения. Он отмечает, во-первых, что именно из-за этого союза Туата Де Данаан стали «путать с сидами», а во-вторых — что, даже уйдя под землю, Туата Де поддерживали связи с сыновьями Миля и иногда заключали с ними браки [5].

Итак, если мы исключим из рассмотрения Фир Болг и фоморов, в мифах перед нами предстанет история трех народов. Один из них, то есть сыновья Миля, одержал победу над другим, то есть над Туата Де Данаан, а Туата Де нашли убежище у третьего народа — у сидов. За этой историей чувствуется намек на проблему перенаселенности. П.У. Джойс доказывает, что численность населения в Ирландии в то время была очень велика. Он цитирует Цезаря, отмечавшего в I веке до н.э., что население Британии «чрезвычайно густо, дворы находятся очень близко друг от друга» [6], и добавляет, что не видит «причин, по которым в Ирландии, как в те времена, так и позднее дело могло бы обстоять иначе» [7]. Когда в Ирландию прибыли сыновья Миля, население возросло еще больше и борьба за земли стала неизбежной.

Учитывая, что Туата Де Данаан потерпели поражение в этой борьбе, можно предположить, что они уступали в численности сыновьям Миля. Сиды же, вероятно, были еще более малочисленными, поскольку даже Туата Де воспринимали этот народ как скрытный и неуловимый. Из этого следует, что население Ирландии распределялось неравномерно. До нашествия сыновей Миля Туата Де Данаан, чувствовавшие себя уверенно благодаря превосходящей численности, селились преимущественно в плодородных долинах с мягким климатом. Впоследствии те же долины заняли сыновья Миля. Не столь многочисленные племена (поначалу сиды, а затем и Туата Де Данаан) занимали местности, более удобные для обороны, — горные вершины и глухие лесные чащи. В подобных убежищах они могли вести уединенную, замкнутую, таинственную жизнь, в то же время сохраняя за собой возможность посещать долинные поселения и поддерживать некоторую связь с господствующим народом. Не располагая необходимыми ресурсами для земледелия и скотоводства, они, по всей вероятности, добывали себе пропитание охотой на диких зверей, рыболовством и ловлей птиц. Последним, может быть, объясняется то, почему такое важное место в описаниях Тир-на-Нога занимают перья: они используются и в одежде, и как кровельный материал.

Можно, разумеется, возразить, что и Туата Де, и сиды, согласно всем известным упоминаниям, жили отнюдь не на вершинах гор, а под землей. Но отвести это возражение нетрудно. Как явствует из текстов, они жили не в глубоких подземельях, а в «волшебных курганах» или в сутерренах [8]. Однако здесь возникает очередное возражение. «Волшебные курганы», по мнению многих означающие то же, что и «сиды», встречаются не только в горах, но и на плодородных равнинах и в долинах. На это можно ответить, что связь между фэйри и курганами в действительности не столь тесна, как полагают многие, и что изначально «волшебный курган», в отличие от «волшебного холма», вовсе не обязательно был тождествен понятию «сид». Чтобы не запутаться, будем пока что называть курганы, то есть искусственные земляные сооружения, «ратами», как это принято в Ирландии. Один из моих информаторов, образованный человек родом с острова Инишмюррей, ныне живущий в Слайго [9], сообщил мне, что фэйри чаще ассоциируются с похожими на раты природными образованиями, наподобие Головы Бен-Балбена, чем с искусственными ратами, и, более того, по праву называть сидами можно только природные формации такого рода. Дермот Макманус утверждает, что «на всех судах над ведьмами, в которых упоминались фэйри как подземные жители, жилищем их неизменно считался невысокий холм естественного происхождения, а не курган, насыпанный руками человека» [10]. Поскольку в Ирландии судов над ведьмами практически не случалось, Макманус, вероятно, подразумевает данные шотландских судебных процессов; но, тем не менее, это свидетельство остается ценным. Природные формации такого рода чаще встречаются в гористых местностях. Например, та же Голова Бен-Балбена, будучи сама по себе небольшим холмом, располагается на вершине горы — довольно большой по ирландским меркам.


Голова Бен-Балбена

Но остается фактом, что раты нередко называют сидами и ассоциируют с фэйри. Сбросить это обстоятельство со счетов как следствие путаницы едва ли возможно — хотя бы потому, что раты действительно существуют и само их существование нуждается в каком-то объяснении. Небезынтересно в связи с этим сообщение одного из крестьян, опрошенных леди Грегори (вместо «рат» он использует другое распространенное название таких же курганов — «форт»): «Рядом с нашим домом есть форт, но в нем добрый народ не живет. Там только те под низом упрятаны [или «схоронены», shut up. — Перев.], кто в Ирландии в старину жил» [11]. Этот информатор, очевидным образом, принадлежит к меньшинству, не связывающему раты с фэйри. С одной стороны, поскольку я утверждаю, что «добрый народ» — это и есть «те, кто в Ирландии в старину жил», может показаться, что приведенное свидетельство лишь подрывает мою позицию. Однако я уверен, что информатор леди Грегори подразумевал, что эти древние обитатели Ирландии не живут, а похоронены в рате. Кто и когда строил раты — загадка, решение которой следует оставить археологам, но существует по крайней мере вероятность того, что эти сооружения задумывались не как жилища, а как могилы. Во многих из них действительно находят человеческие останки. Сутеррены, судя по их устройству, тоже предназначались в первую очередь не для жилья, а для других целей [12]. Однако и раты, и сутеррены могут служить убежищем, причем раты особенно удобны для обороны, если осада длится недолго. Таким образом, народ, известный нам как сиды, мог использовать раты по меньшей мере двумя способами. Вариант первый: группы сидов, обитавшие в небезопасных районах, могли находить в ратах укрытие, когда складывалась бедственная ситуация. И второй вариант: сиды могли — группами или поодиночке — самовольно селиться в ратах в мирные времена.

Этот второй вариант, который мне представляется более правдоподобным, заставляет предположить, что сиды были крайне примитивным, почти что диким племенем. По стандартам любого мало-мальски цивилизованного народа раты и сутеррены едва ли пригодны для жилья. И, безусловно, они не имеют ничего общего с той роскошью и великолепием, которые приписывались Туата Де Данаан, ввиду чего связь этого племени с ратами кажется сомнительной. Скорее всего, Туата Де лишь во времена нужды могли уходить в раты (где сиды принимали их как беженцев), но при первой же возможности покидали эти укрытия.

Если наши рассуждения верны, то сиды были скрытным и замкнутым народом, таящимся в безлюдных местах и подземных убежищах. Другим обитателям Ирландии они неизбежно должны были казаться чуждыми и загадочными. Что касается Туата Де Данаан, то они представляли собой некое докельтское племя, бежавшее от сыновей Милей в горы и необжитые края. Поначалу они вступали в браки с потомками Миля, но со временем численность их сокращалась, так что в конце концов они тоже стали восприниматься как чуждый и таинственный народ и тем самым превратились в фэйри. Остается только понять, в каких отношениях друг с другом находились Туата Де и сиды до появления кельтов и почему Туата Де ассоциировались с великолепием и богатством.

Примечания

[1]. Bonwick, James. Irish Druids and Old Irish Religions. 1894; rpt. New York: Arno, 1976, pp. 33, 107.
[2]. Юлиус Покорный (1887—1970) — австрийский лингвист, кельтолог, автор «Истории Ирландии» (1916) и учебника по грамматике ирландского языка. — Примеч. перев.
[3]. “The Fate of Children of Tuirenn”, “The Second Battle of Mag Tured”, “The Intoxication of the Ulstermen”. // Cross, Tom Peete, and Clark Harris Slover. Ancient Irish Tales, 1936; rpt. Dublin: Figgis, 1969, pp. 51, 54, 57—58, 35—36, 215.
[4]. Wood-Martin, W.G. Traces of the Elder Faiths of Ireland. London: Longmans, Green & Co., 1902, vol. II, p. 3.
[5]. Hyde, Douglas. A Literary History of Ireland, 1899; rpt. London: Ernest Benn, 1967, p. 284.
[6]. Юлий Цезарь, «Записки о галльской войне», 5.12. — Примеч. перев.
[7]. Joyce, P.W. A Social History of the Ancient Ireland. 2 vols. Dublin: M.H. Gill & Son, 1920, vol. I, pp. 25—27.
[8]. Сутеррен — выложенная камнем и крытая плитами галерея, расположенная ниже уровня земли. — Примеч. перев.
[9]. Далее фигурирует под условным обозначением «информатор А».
[10]. Mac Manus, Dermot. The Middle Kingdom: The Faerie World of Ireland. Gerrards Cross, Buckinghamshire: Colin Smythe, 1973, pp. 22—23.
[11]. Gregory, Lady Augusta. Visions and Beliefs in the West of Ireland, 1920; rpt. Gerrards Cross, Buckinghamshire: Colin Smythe, 1970, p. 260.
[12]. Подробнее см.: Lucas, A.T. “Souterrains: The Literary Evidence”. // Hereditas: Essays and Studies Presented to Professor Séamus Ó Duilearga, ed. Bo Almqvist, Breandán mac Aodha, and Gearóid mac Eoin, 1975; rpt. New York: Arno, 1980, pp. 165—191.

Перевод (с) Анна Блейз, 2011

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com