?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Племена Богини Дану, 2

Из книги Питера Смита "У.Б. Йейтс и Племена Дану".

Чары железа

То, что Туата Де Данаан населяли Ирландию до прибытия кельтов, не требует доказательств. То, что сиды предшествовали самим Туата Де Данаан, представляется мне более чем вероятным. Скорее всего, они и составляли подлинное коренное население Ирландии. Таким образом, первые впечатления о Туата Де Данаан принадлежали сидам. А если сиды и впрямь были настолько примитивным племенем, как я предположил, то произвести на них впечатление было нетрудно. И, по-видимому, самым поразительным из достоинств Туата Де Данаан оказалось для них владение железом. В Первой битве при Мойтуре Брес, герой Туата Де, и Сренг, герой Фир Болг, осматривают копья друг друга. У Сренга копье крепкое и тяжелое, с режущей кромкой, но без острия; у Бреса — тонкое и заостренное. Несмотря на то, что прямо об этом не сказано, у Сренга копье, скорее всего, с каменным наконечником, а у Бреса — с железным [1]. Если так, то мы, фактически, наблюдаем встречу двух веков: железного и каменного. И несмотря на то, что в роли людей каменного века здесь выступают Фир Болг, в действительности Фир Болг более историчны, чем Туата Де, и потому едва ли появились в Ирландии раньше последних, что бы ни утверждала на сей счет «Книга захватов» [2]. Поэтому не исключено, что Фир Болг здесь попросту перепутаны с сидами.

О том, насколько сильное впечатление произвело железо на этих людей каменного века, свидетельствуют связанные с железом суеверия, сохранившиеся вплоть до наших дней. Относительно ранний пример подобных суеверий обнаруживается в сюжете под названием «Волшебная пещера Кешкоррана». В прозаической версии этой сказки Конаран, сын Имиделя, король Туата де Данаан, населяющих местность Кешкорран, гневается на фениев, которые охотятся на его землях, и посылает трех своих дочерей отомстить Финну. В пользу моей теории о местах обитания Туата Де здесь говорит то, что три эти ведьмы селятся не в рате, а в горной пещере. У входа в эту пещеру «на трех кривых и сухих ветках падуба повесили они столько же заколдованных язычески мотков пряжи и стали разматывать их против хода солнца». Пройдя под этими мотками, Финн и Конан лишаются силы, и колдуньи без труда хватают их и связывают по рукам и ногам. Примечательно, что одну из ведьм зовут Иаран, то есть «железо» [3]. В поэтическом варианте этого сюжета железо становится главным мотивом. Ведьмы здесь не развешивают пряжу, а водружают на шесты «сизое, злое железо волшбы». При этом уже не требуется никаких других магических процедур, наподобие движения против хода солнца, упомянутого в прозаической версии [4]. Таким образом, железо здесь, с одной стороны, отчетливо ассоциируется с Туата Де Данаан, а с другой — наделяется губительными свойствами.



Разнообразные магические свойства приписывают железу и по сей день. Например, больной скотине могут давать «лекарство» — святую воду, в которой какое-то время пролежали те или иные нерастворимые предметы. В числе этих предметов непременно должны быть «эльфийские камни» (маленькие круглые кварцы) и что-нибудь изготовленное из железа, чаще всего гвоздь. Чтобы масло сбивалось как следует, ко дну маслобойки прибивают железную подкову, «потому что железная подкова, да и вообще любой железный предмет, считается могущественным амулетом, отгоняющим фэйри» [5]. И напротив, как сообщил мне один пожилой джентльмен из графства Роскоммон [6], когда в доме сбивают масло, нельзя одалживать кому-то железные предметы (то есть удалять их из дома), иначе масло не собьется. На острове Инишмюррей, по словам доктора А., когда кто-то отправляется в опасное путешествие (обычно — для контрабандной перевозки потина [7]) и уже выходит за дверь, надо бросить ему вслед железные щипцы, чтобы охранить от беды. Различными способами используют железо и для защиты ребенка, чтобы фэйри не могли его подменить. Так, например, считается, что фэйри не смогут похитить младенца, если в одежду ему воткнуть иглу, потому что для них эта игла окажется тяжелой, как огромный железный брус [8].

Отличие железа из сказки о фениях от железа в этих народных поверьях заключается в том, что в первом случае колдуют сами фэйри, а во втором магию используют против них. С моей точки зрения, это объясняется тем, что фэйри, использующие железо, — это не кто иные, как Туата Де Данаан, которые действительно пользовались им всегда, а фэйри, страшащиеся этого металла, — сиды, которых Туата Де победили с помощью железа.

Примечания

[1]. “The Fight with the Firbolgs” // Gregory, Lady Augusta. Gods and Fighting Men: The Story of the Tuatha De Danaan and of the Fianna of Ireland. 1904; rpt. Gerrards Cross, Buckinghamshire: Collin Smythe, 1970, p. 29.
[2]. Такого мнения придерживался Джон Рис, хотя его датировка представляется несколько не вполне продуманной. Прибытие Фир Болг он датирует приблизительно 600-м годом до н.э. и полагает, что к этому времени сыновья Миля давно уже обосновались в Ирландии. См.: Rhys, John. “Studies in Early Irish History”. // Proceedings of the British Academy, I (1903—1904), pp. 71—72.
[3]. O’Grady, Standish Hayes, ed. & trans. Silva Gaedelicai, 2 vols., 1892; rpt. New York: Lemma, 1970, vol. II, pp. 343—345.
[4]. “The War-Vaunt of Goll”. // MacNeill, Eoin and Gerard Murphy, eds. & trans. Duanaire Finn: The Book of the Lays of Fionn, 3 vols. Irish Texts Society, Vols. VII, XXVIII, and XLIII. London and Dublin: Irish Texts Society, 1908—1954, vol. I, pp. 200—208.
[5]. Wood-Martin, W.G. Traces of the Elder Faiths of Ireland. London: Longmans, Green & Co., 1902, vol. II, p. 8.
[6]. Далее фигурирует под условным обозначением «информатор В».
[7]. Потин — ирландский самогон, производство которого несколько столетий находилось под запретом и было разрешено лишь в конце XX века. — Примеч. перев.
[8]. Evans-Wentz, W.Y. The Fairy-Faith in Celtic Countries. London: Henry Frowde, 1911; rpt. Gerrards Cross: Colin Smythe, 1977, p. 34.

Перевод (с) Анна Блейз, 2011

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com