annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

  • Mood:

Племена Богини Дану, 4

В своих могилках тесных,
В холмах родной земли,
Малютки-медовары
Давно уже сгнили...


Sorry, а теперь:

Из книги Питера Смита "У.Б. Йейтс и Племена Дану"

Сиды

Кем же в таком случае были Туата Де и кем были сиды? Что касается последних, то прежде всего — справедливости ради — следует упомянуть отрывок из «Второй битвы при Маг Туред», где сиды, по-видимому, отождествляются с фоморами. Когда Туата Де решили низложить короля фоморов, Бреса, тот начал собирать войска — «фоморов, могучих мужей из волшебных курганов». Однако это противоречит всем остальным известным свидетельствам. Более того, в «Судьбе детей Туирена» жители волшебных курганов сражаются против Бреса и фоморов, на стороне Луга [1].

Теории Макричи в меньшей степени привязаны к мифам. При этом они довольно хаотичны и опровергаются очень легко. Отправной тезис формулирует Элизабет Эндрюс, одна из учениц Макричи. Она цитирует письмо от своего коллеги Манна Харбисона, утверждающего, что «сутеррены “строило какое-то низкорослое племя, родственное, возможно, современным лопарям, — остатки некоего почти вымершего, но в прошлом широко распространенного народа”». По мнению Харбисона, эти строители сутерренов — низкорослые, но в остальном похожие на лопарей (саамов) — и были сидами. В поддержку этой гипотезы Эндрюс ссылается на донегольские предания о племени невысоких желтых людей, именовавшихся финнами [2]. Но это весьма наивно. «Финны» как название известного нам народа — это английское слово; по-ирландски же finn означает только «белый» или «светлый» и в названии легендарного племени относится, по всей вероятности, к «желтому» цвету кожи или волос его представителей. Кроме того, финны и лопари — это разные народы. Впрочем, Макричи и его ученики редко проводят точные этнические различия. Так, они причисляют пиктов к тому же народу, что и лопарей и финнов. После этого их теория окончательно теряет всякую состоятельность, поскольку пикты сохранялись в Ирландии и Шотландии как самостоятельный народ и в исторические времена, причем достаточно долго. На латыни они назывались Pictae, а на ирландском — Cruithin. Святой Колумба обратил их в христианство [3]. В «Разрушении дома Да Дерга» пикты и фэйри действуют бок о бок [4]. Одним словом, едва ли возможно, чтобы какое-то племя превратилось в воспоминания и в то же время продолжало существовать в реальности; так что пикты никак не могли быть сидами.



В еще большей степени теорию Макричи подрывает его собственное заявление о том, что фэйри якобы были пигмеями. Ирландские фэйри, за исключением лепреконов, не были ни карликами, ни малютками (равно как и финнами, лопарями или пиктами). Эванс-Венц, цитируя введение некоего доктора Уиндля к работе Тайсона «О пигмеях древности с точки зрения филологии», добавляет следующие соображения: во-первых, мы не располагаем свидетельствами того, чтобы интересующую нас территорию когда-либо населяли какие бы то ни было карликовые племена; во-вторых, в фольклоре фигурируют великаны и карлики наряду с фэйри; и, в-третьих, современные лопари тоже верят в волшебный народ наподобие ирландских фэйри, а, следовательно, не могут сами быть волшебным народом [5].

Кем бы ни были сиды на самом деле, по имеющимся свидетельствам мы можем реконструировать картину их отношений с племенами, пришедшими в Ирландию позднее, и, в том числе, с пиктами. В генеалогиях из «Лейнстерской книги» упоминается вождь уладов по имени Фиатах Финн, на котором лежала обязанность «призывать воинов из становищ фэйри» (Is leis arrobad for sídib). Фиатах Финн был пиктом. В том же документе перечисляются четыре «становища фэйри», и Джон Рис локализовал три из них в горных местностях, похожих, как ему показалось, на резервации для аборигенов. На этом основании он выдвигает гипотезу, что сиды вступали в вассальные отношения с пиктами, и добавляет исключительно ценную аналогию: «Напрашивается сравнение с карликами-семангами, обитающими в джунглях Малаккского полуострова: для чужаков они обычно остаются невидимыми, но тотчас являются на зов своих малаккских хозяев, которых еще называют пастухами семангов» [6]. Так одним росчерком пера объясняется поверье о способности сидов становиться невидимыми. Далее из этой же гипотезы следует, что особые отношения сидов с некоторыми пиктскими вождями не только не подрывали, но, напротив, лишь укрепляли в глазах остального населения их репутацию как волшебного народа.

Выше упоминалось, что Луг призывает воинов из волшебных курганов, — так же, как и Фиатах Финн. Складывается впечатление, что Туата Де Данаан обладали властью над сидами еще до того, как последние стали повиноваться пиктам. А в более поздние времена эта власть, по-видимому, перешла в руки некоторых кельтских вождей: согласно «Победам Торлы», в 1317 году, собирая войско в графстве Клэр, Донхад О’Брайан призвал «даже человека из сутеррена (uamh) одного из фортов». Как мы видим, Донхаду пришлось ограничиться всего одним «человеком из сутеррена», и это свидетельствует о том, до какой степени сократилась численность сидов к XIV столетию. В том же тексте обнаруживается свидетельство о сокращении численности Туата Де Данаан. Выступив на битву со своим войском, Донхад встретил «одного из Туата Де Данаан — Бронаха из Буррена», который предостерег его о скорой смерти. Весьма вероятно, что «человек из сутеррена» историчен, а Бронах — вымышленный персонаж, введенный лишь для того, чтобы приукрасить повествование. На это указывает, в частности, то, что он выступает в качестве пророка [7]. Но не исключено и то, что сиды отказались от покровительства Туата Де Данаан и предпочли служить О’Брайанам именно потому, что Туата Де стали слишком малочисленны, чтобы владеть войсками. В этой конкретной цепи преемственности пиктам не находится места, поскольку на территории графства Клэр, в отличие от Улада, пиктских поселений не было.

Если так, то Бронах из Буррена мог быть одним из последних представителей народа Туата Де Данаан, находившегося уже на грани вымирания. Сиды, возможно, оказались более живучими. Брауни, которого Кэтрин Бриггс описывает как «косматого туземца, обитающего при усадьбе» [8], настолько похож на сидов, что отождествление напрашивается само собой. О встречах с брауни в Шотландии сообщали вплоть до XIX века; быть может, в этой стране они скрытно живут и по сей день. В Ирландии брауни не известны (разве что среди ольстерцев шотландского происхождения), но с ними имеют много общего некоторые ирландские фэйри, в особенности клурикон. Название племени сидов не изгладилось из народной памяти; и мы не вправе исключать такую возможность, что и само это племя еще не вымерло окончательно.

Примечания

[1]. Cross, Tom Peete, and Clark Harris Slover. Ancient Irish Tales, 1936; rpt. Dublin: Figgis, 1969, pp. 34, 57.
[2]. Andrews, Elizabeth. Ulster Folklore, 1913; rpt. Norwood, Pa.: Norwood, 1975, pp. 11—12, 99.
[3]. См. например: Adomnan. Life of Columba. Ed. & trans. Alan Orr Anderson and Marjorie Ogilvie Anderson. London: Thomas Nelson & Sons, 1961, p. 343.
[4]. Cross and Slover, pp. 112—113.
[5]. Evans-Wentz, W.Y. The Fairy-Faith in Celtic Countries. London: Henry Frowde, 1911; rpt. Gerrards Cross: Colin Smythe, 1977, p. xxiii.
[6]. Rhys, John. “Studies in Early Irish History”. // Proceedings of the British Academy, I (1903—1904), pp. 79—80.
[7]. Westropp, Thomas Johnson. “A Folklore Survey of County Clare”. // Folk-Lore, 21 (1910), pp. 187—188.
[8]. Briggs, Katharine M. A Dictionary of Fairies. Harmondsworth, Middlesex: Penguin, 1977, p. 47.

Перевод (с) Анна Блейз, 2011
Tags: П.О. Смит, фэйри
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment