?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Смерть

Итак, на сайте - полностью глава о Хель, или Хеле, как ее здесь называют.

По моему впечатлению, чтобы понять рёккатру, нужно прежде всего понять двух персонажей - Ангрбоду и Хель. Или, может, даже в обратном порядке... или, во всяком случае, будем считать, что Ангрбоду мы уже примерно поняли :)

Характерно, что именно в этой главе среди авторов впервые попадается определенно безумная женщина... ну, не будем тыкать пальцами - вы наверняка опознаете ее сами (особенно после того, как я сейчас ее здесь процитирую). Тут надо иметь в виду, что эта дама съехала с катушек не "в процессе", так сказать, а предварительно. Было ли это "предварительное" безумие пресловутой шаманской болезнью, судить сложно (до шаманской болезни мы дойдем в конце следующей книги, если будет на то сами знаете что, и тогда живые позавидуют мертвым ... извините, это я вчера прочитала штук двадцать описаний шаманских болезней, которые приключились с авторами этих материалов, и с тех пор они такие :)) ).

Так вот, возвращаясь к нашей даме. Подозреваю, в ее случае шаманская болезнь и собственное натуральное сумасшествие радостно нашли друг друга и какое-то время буянили. Потом она стала - даже не скажешь служительницей, а одержимо-посвященной Хелы. И это ее совершенно не исцелило чудесно и внезапно: дама как была, так и осталась безумной (если вдруг это не заметно из этого материала, поверьте на слово - я читала и другие ее тексты). Но в то же время это поместило ее в точку динамического равновесия, в которой она может оставаться безумной, и при этом осознавать это, и при этом не распадаться как личность (годами, товарищи,  даже десятилетиями - сейчас ей 41) и сеять, кажется, пользу вокруг себя (ну, разумеется, на свой причудливый лад).

И вот характерно, что именно эта дама, посвященная Хель, приводит очень удачную формулировку того, вокруг чего вертится вся эта любопытственнейшая традиция, рёккатру:

По сути, все здесь сводится к тому, чтобы признать свое внутреннее чудовище, почувствовать к нему уважение и, в конце концов, полюбить и интегрировать его. Я точно знаю, что если бы я не служила Хеле, сейчас я была бы уже мертва или сидела в тюрьме. У меня есть кое-какие определенно чудовищные черты, и все они надежно скованы, но проблема в том, что просто сковать их — недостаточно. Нужно ежедневно давать им какую-нибудь работу и заставлять выкладываться по полной программе, а не то они попросту перегрызут цепи и будут греметь ими по ночам у вас над ухом — и хорошо еще, если только у вас.

Но оборотная сторона этого — в том, что Хела принимает вас как вы есть, целиком и полностью, в том числе и самые ваши мерзкие, ужасные, извращенные и постыдные свойства, на которые вам, быть может, и самим противно смотреть. Она — искупительница неискупимого. Парадоксально, но факт: мои внутренние демоны ужасны, но именно благодаря тому, что я заставляю их работать на Хелу, мне удается питать и поддерживать других людей — через физические проявления ее присутствия. Это не пустые слова: я это вижу; этому есть наглядные свидетельства. И, тем не менее, я остаюсь совершенно и неисправимо ужасной. И то, и другое — правда. Моя работа приносит людям ощутимую пользу, и при этом я — чудовище. Мне долго не удавалось разрешить для себя это противоречие, но в конце концов я с ним примирилась. Хела никогда в жизни не говорила мне, что я должна «излечить» своего внутреннего монстра, — задача не в этом, да это, по-видимому, и невозможно. Но она постоянно показывает мне, как сделать так, чтобы этот монстр приносил пользу. И в этом — стержень таинства Хелы: в ее присутствии самое гротескное оказывается одновременно и самым священным.


Примерно так они все смотрят на вещи, не только эта дама.
Эти люди идут путем бхакти - они всерьез и до мелочей строят свою жизнь как служение своим богам и духам. И они видят себя как их инструменты, чуть ли не настроенные специально для определенных задач. Казалось бы, очень скользкая дорожка в том смысле, что велик соблазн вообще ничего с собой не делать - "видать ты нужен такой / Небу, которое смотрит на нас с радостью и тоской". Но на практике у них это работает совершенно наоборот - потому что без должной внутренней работы они немедленно перестают быть полезными инструментами своих богов и духов. С какими-то там вытекающими последствиями, да. Так что идея здесь совсем не в том, чтобы удовольствоваться и окуклиться ))) А, в общем, исключительно в том, чтобы сделать священным даже то в себе, что для этого как бы не приспособлено. Сделать священным, прошу заметить, а не просто назвать священным. То есть, чтобы вот эта всякая внутренняя пакость реализовала свое божественное предназначение (не побоюсь этого словосочетания), а именно - стала на постоянной основе приносить пользу и носителю ее, и всяким прочим людям, не говоря уже о богах. Вот, знаете ли, Макгрегор Мазерс когда-то осторожненько так высказался на эту тему своим пафосным слогом, мол "даже Темное «я» становится уже не столь темным, исполнив свою задачу.". Про дядюшку Алистера я уж молчу. А вообще, конечно, идея стара, как некоторые гностики :))))

Что тут еще можно добавить? Шаманская болезнь в этой традиции действительно страшная. Классическая "темная ночь души" по сравнению с этим кажется довольно уютным и милым времяпрепровождением. В общем, если сравнивать, то это больше похоже на описания "перехода через Бездну" - некоторое (очень, очень абстрагированное) представление дает стихотворение Кальдеры "я и Хель" из выложенной главы, а во все gruesome подробности мы вдадимся когда-нибудь позже. Не то чтобы из всех этих людей поголовно после этого получались Мастера Храма :) (впрочем, Черных Братьев тоже не остается - говорят, не выживают такие), но качественные spirit-workers получаются, определенно.

А помимо всей этой житейской загробной философии там (в главе на сайте) есть астрологическая поэма, посвященная Хель, и специальная практика работы с лабиринтами (ну, если кто-то любит лабиринты так же, как я, вам может быть интересно). И интригующее упоминание о входе в Хельхейм на знаменитом садово-огородном участке Рейвена.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
purple_absynthe
Oct. 13th, 2011 02:16 pm (UTC)
Офф-топ личного хорактера
_
Вот чему я всегда поражалась, так это тому дуализму который окружает это дивное имя.
Полное, Хельга, имеет значение "святая". Тогда как образованное от этого имени сокращение Хель, к привычной обывателям "святости" не имеет никакого отношения.) Хотя если копаться глубже - то там вообще много интересного)
annablaze
Oct. 13th, 2011 02:41 pm (UTC)
Наверно, когда-то давным-давно оно имело привычную тогдашнему обывателю святость :) Корень-то имени - более древний, чем святость, привычная теперешнему обывателю.
purple_absynthe
Oct. 13th, 2011 05:38 pm (UTC)
Это то понятно.
Я и восхищаюсь, насколько сейчас странно то, что раньше имело одно и тоже значение.
annablaze
Oct. 14th, 2011 01:39 am (UTC)
А, ну да-да. Тут действительно можно долго копать и рассуждать всякое :))
saurivaa
Oct. 13th, 2011 06:44 pm (UTC)
Как-то внезапно понял, что мог бы нарисовать все Старшие Арканы только про нее.
annablaze
Oct. 14th, 2011 01:39 am (UTC)
Эх, так вот бы было б здорово, если бы тебя ничего не остановило :))))
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com