annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

  • Mood:

Еще на ступеньку выше

На сайте - новая глава книги Рейвена Кальдеры "Что такое боги и как с ними быть". Немного о пантеистическом подходе, о пути трансценденции versus "Найди смысл и ценность в своем пребывании Здесь", а также о бинарных оппозициях вообще.  


Разумеется, некоторым людям предназначено работать именно с пантеистической или панэнтеистической ипостасью Божественного и идти на ее дальний, безличный зов, — точно так же, как другим «на роду написано» общаться с более индивидуализированными и человекоподобными ипостасями. Нельзя сказать, что какой-то из этих вариантов— лучше, а какой-то — хуже: не станем же мы утверждать, что горный козел ушел по пути эволюции дальше, чем буйвол из прерий. Просто мы, люди, слишком привыкли превращать любую бинарную оппозицию в очередную форму противостояния Добра и Зла. И все же искушение вступить на путь трансценденции, не очистившись в полной мере — то есть, не избавившись до конца от представления о том, что путь этот по определению превосходит все остальные, — непомерно велико. Очень редко встречаются люди, способные идти по нему, не допуская в свои мысли этой отравы. Сам я не следую путем трансценденции, а потому не могу утверждать наверняка, возможно ли добраться до самой Вершины, не сбросив с себя груз подобных предрассудков. Но готов побиться об заклад, что нет — учитывая все, что мне известно о Вселенной и о ее стремлении способствовать нашему личностному развитию.

<...> 

Итак, вернемся к названию этой главы и посмотрим на него по-новому, отбросив всякие оценочные суждения. «Еще на ступеньку выше» — то есть в те сферы, где божества начинают сливаться друг с другом, становятся менее индивидуализированными, менее человекоподобными, менее вовлеченными в дела нашего мира и менее заинтересованными в нас лично. Некоторые люди действительно призваны работать в основном с такими ипостасями (а, возможно, и с тем самым уровнем, на котором все без исключения божества сливаются в единое целое), но это призвание — не для всех и даже не для большинства. И оно вовсе не означает, что эти люди более развиты духовно. Возможно, все дело здесь в восстановлении равновесия. Не исключено, что люди, призванные к пантеистическим, панэнтеистическим или даже генотеистическим отношениям с «высшими» ипостасями богов, по природе своей склонны дробить все на чересчур мелкие части и в результате не видят леса за деревьями, то есть сосредоточиваются на незначительных мелочах и упускают из виду общую картину. Те же, кто призван к работе с более частными и конкретными ипостасями, наоборот, склонны мыслить слишком общо и расплывчато и забывать о своей собственной принадлежности к человеческому роду. Возможно, на все это имеется и множество других причин, более тонких и личных, но в любом случае все рассчитано на то, чтобы посредством взаимодействия с богами человек по-настоящему развивался. 


По-моему, это последняя из глав книги, в которой затрагиваются какие-то другие подходы, кроме строго политеистического; об архетипистском подходе сколько-нибудь подробных рассуждений не будет вообще, т.к. он явно ближе психологии, чем религии, да и о нем и так все рассуждают, кому не лень. Вместо этого будет много такого, о чем мало кто пишет подробно и о чем вообще проблематично написать что-то интересное, не имея большого личного опыта в данной сфере, - в частности, о стадиях развития взаимоотношений человека с божеством, о различных практических аспектах общения с божествами и "младшими" духами, о проблеме жертвоприношений и "божественной кары" в условиях современного мира (и вообще о том, как древние божества вписываются в современный мир), а в заключение - несколько глав на такие животрепещущие темы, как секс, смерть и судьба в контексте политеизма. 




Tags: spirit-working
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments