annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Categories:
  • Mood:

Ату XXI, Вселенная - часть 1

Из "Книги Тота"
XXI. ВСЕЛЕННАЯ




Первая и самая очевидная особенность этой карты — то, что она стоит на последнем месте, а, следовательно, является противоположностью и дополнением Дурака. Она соответствует букве Тав, так что две эти карты вместе образуют [древнееврейское] слово Ath, означающее «Сущность». Таким образом, все сущее отображено в последовательности, начало и конец образуют две эти карты. Начало представляло собой Ничто; следовательно, концом также быть Ничто, но Ничто в его полной развертке, как объяснялось выше. За основу для этой развертки взято число 4, а не 2, — отчасти, несомненно, ради удобства, чтобы расширить «универсум рассуждений», а отчасти для того, чтобы акцентировать идею ограничения.



Буква Тав обозначает Знак Креста, то есть расширения; и расширение это представлено четырехчастным символом для того, чтобы удобнее было соотнести с ним циклический символ Тетраграмматона. Если бы мы воспользовались числом 2, то не смогли бы рассмотреть ничего, кроме возвращения в единство или в небытие. Обозначить этим числом последовательный и непрерывный процесс невозможно. Но число 4 ассоциируется не только с жестко заданным расширением, с неумолимыми фактами природы, но и с преодолением пространства и времени в процессе непрерывных самокомпенсирующихся перемен.

Буква Тав соответствует Сатурну, самой дальней и медленной из семи священных планет, и в связи с ее медлительностью и тяжестью этой планеты данному аркану была приписана стихия Земли. Первоначально мыслители довольствовались тремя стихиями — Огнем, Воздухом и Водой; Земля и Дух были добавлены позже. Ни Земля, ни Дух не упоминаются в первом описании двадцати двух Путей — в «Сефер Йецира». Мир Асия, материальный мир, на том этапе рассматривался лишь как «подвеска» к Древу Жизни.

Таким же образом букве Шин была приписана стихия Духа — как некое дополнительное «украшение»; это напоминает символическое соотнесение Кетер с верхней точкой буквы Йод из Тетраграмматона. Символы, использовавшиеся в философской теории изначально, следует четко отличать от более изощренной символики, разработанной на их основе в целях практической работы.

Между Сатурном и Землей немало общего: тяжесть, холодность, сухость, неподвижность, медлительность и т.п.; но Сатурн относится к сефире Бина, поскольку на шкале Королевы — шкале Наблюдаемой Природы — та изображается черным цветом. Однако, дойдя до конца, процесс тотчас же автоматически возвращается к началу.

Самые тяжелые из химических элементов в земных условиях не выдерживают напряжения и давления собственной внутренней структуры, а потому излучают частицы — крайне неустойчивые и чрезвычайно активные. В эссе о втором законе термодинамики, которое я написал в Чефалу (Сицилия), выдвигалось предположение, что абсолютному нулю воздушного термометра может соответствовать некий элемент тяжелее урана, обладающий такими свойствами, что из него можно воссоздать всю цепочку элементов. Это химическая интерпретация уравнения 0=2.

Ввиду этой аналогии можно предположить: если конец неизбежно становится новым началом, то это так или иначе находит отражение в символике: в одной традиции, долгое время хранившейся в тайне, черный цвет приписывается также Солнцу. Одним из потрясающих откровений для соискателей в «Мистериях» становилось видение Осириса как черного божества.

Следовательно, Сатурн заключает в себе мужское начало: это древний бог, бог плодородия, южное солнце. Но в такой же степени он — Великое Море, великая Мать; и буква Тав на Древе Жизни возникает как эманация Луны-Йесод — основания Древа, которое обозначает репродуктивные процессы и равновесие, или, скорее, тождество между переменами и постоянством. Путь этот нисходит на землю, в Малкут, к дочери. И здесь мы снова встречаемся с идеей «возведения дочери на трон Матери». Таким образом, в наивысшем своем смысле данная карта обозначает завершение Великого Делания, точно так же как Ату 0, Дурак, обозначал его начало. Дурак — это небытие, устремляющееся к проявлению; Вселенная — это проявление, исполнившее свою задачу и готовое к возвращению. Двадцать карт, расположенные между ними, описывают Великое Делание и его исполнителей на разных стадиях. Поэтому Вселенная представлена в облике девы — последней буквы Тетраграмматона.

На данной карте она изображена танцующей. Руками она управляет сияющей спиральной силой, состоящей из активного и пассивного начал, каждое из которых, в свою очередь, также поляризовано. Партнер девы-Вселенной в этом танце — Херу-Ра-Ха из Ату XIX. «Солнце, Сила и Зрение, Свет: вот слуги Звезды и Змеи». Образ Магической Формулы Божества в этой своей итоговой форме объединяет в себе и преображает так много символов, что описывать данную карту слишком сложно, да и почти бесполезно. Изучать ее (равно как и все остальные, но эту — в особенности) лучше всего посредством длительной медитации. Исходная посылка такова, что Вселенная есть Торжество завершенного Великого Делания.

Четверо Керубим в углах карты символизируют утвержденную Вселенную; дева же окружена эллипсом, составленным из семидесяти двух окружностей, которые обозначают полудеканаты зодиака и Шемхамфораш.

В центре нижней части карты помещен схематический план здания Материи. На нем отображены девяносто два известных ныне химических элемента, расположенных в иерархическом порядке. (Этой композицией я обязан гению покойного Дж.У.Н. Салливана; см. его труд «Основания современной науки» [1].)

В центре, в колесе Света, зарождается образ Древа Жизни, состоящий из десяти основных тел Солнечной системы. Однако Древо это открывается зримо лишь тому, кто безупречно чист сердцем.

1. Перводвигатель представлен Плутоном. (Ср. теорию альфа-частиц, излучаемых радием.)
2. Сфера зодиака, или неподвижных звезд, представлена Нептуном
3. Сатурн
Бездна представлена Гершелем [2], планетой распада и взрыва
4. Юпитер
5. Марс
6. Солнце
7. Венера
8. Меркурий
9. Луна
10. Земля (четыре стихии).

Все эти символы парят и танцуют в сложно структурированной, но континуальной среде из петель и спиральных завитков. В традиционных колодах эта карта окрашена в тусклые смешанные цвета, символизирующие хаос и мрак материального мира. Однако Новый Эон озарил мир Светом, и на схеме «Minutum Mundum» [3] Земля теперь представлена не черным, и не смешанными цветами, а чистым ярко-зеленым. По этой же причине Сатурн теперь окрашен в цвет индиго, произведенный от синего бархата полночного неба, и танцующая дева символизирует переход от него — но через него — в Вечность. Теперь Вселенная сияет не менее яркими красками, чем любая другая карта колоды.


Примечания


[1]. Джон Уильям Нейвин Салливан (1886—1937) — английский писатель и журналист, автор научно-популярных книг «Основания современной науки» (1928), «Пределы научного знания» (1933), «Современные мыслители» (1934) и др. — Примеч. перев.

[2]. Гершель — старое название планеты Уран (по имени ее первооткрывателя, английского астронома Уильяма Гершеля, 1738—1822). — Примеч. перев.

[3]. Схема «Minutum Mundum», или Малого Мира (Микрокосма), — схема Древа Жизни, на которой сефирот и пути окрашены в соответствующие им цвета по шкале Королевы. — Примеч. перев.

Традиционная схема «Minutum Mundum»:



© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Tags: Старшие арканы Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments