annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Categories:
  • Mood:

Туз Жезлов - часть 5

Приложение к Тузу Жезлов

Из "Книги 4" ("Магия. Liber ABA"), часть II
Глава VI
ЖЕЗЛ (продолжение)


Но вернемся к вопросу о развитии Воли. В процессе этой работы всегда приходится выпалывать сорняки, однако сам цветок нуждается в бережном уходе. Если мы уничтожим в себе, а при необходимости и в других людях, все побуждения, которые сочтем противоречащими нашей истинной Воле, эта Воля обретет бóльшую свободу для естественного развития. Но недостаточно лишь очистить храм и освятить его — необходимо еще и провести призывание. Точно так же и для утверждения этой Воли следует постоянно совершать действия положительного, а не только отрицательного характера.

Самоотречение и жертва — это необходимые, но относительно простые задачи. Есть сотня способов промахнуться и лишь один способ — попасть в цель. Воздерживаться от употребления говядины легко, а вот не есть ничего, кроме свинины, очень сложно.



[Элифас] Леви советует время от времени отрешаться от Магической Воли — на том основании, что после кардинальной «перемены занятий» всегда работается лучше. Он, без сомнения, прав, но следует понимать, что этот совет он подает, «скорбя об ожесточении сердец человеческих» [11]. Турбина эффективнее поршневого двигателя; и совет Леви хорош только для начинающих.

В конечном счете Магическая Воля настолько тесно отождествляется со всем существом человека, что тот перестает осознавать ее, как мы не осознаем постоянную силу земного тяготения. Подчас он даже удивляется собственным поступкам и вынужден строить догадки об их значении. Но следует понимать, что, когда Воля действительно поднимается таким образом до высот Судьбы, совершить ошибку человеку становится ничуть не легче, чем подняться в воздух и полететь.

Может возникнуть вопрос, не вступает ли Воля, развитая до такой степени, в противоречие с Этикой.

Ответ — да, вступает.

В «Великом Гримуаре» нам предписывается «купить яйцо, не торгуясь»; а Достижение, да и каждый шаг на пути к Достижению — жемчужина столь драгоценная, что человек, найдя ее, пойдет и продаст все, что имеет, и купит ее [12].

Этика — это всего лишь социальное выражение традиций и обычаев, но для многих людей нет ничего труднее, чем отказаться от привычного; поэтому полезно будет избавиться от каких-нибудь привычек просто в качестве упражнения — чтобы понять сам принцип освобождения от этой формы рабства. Подобным же целям служат и такие практики, как прерывание сна, удерживание тела в напряженных и неестественных позах или выполнение трудных дыхательных упражнений. Помимо конкретной пользы, которую каждая такая практика может приносить сама по себе для той или иной частной цели, все они полезны прежде всего потому, что человеку приходится заставлять себя выполнять их вопреки любым возможным обстоятельствам. Научившись преодолевать внутреннее сопротивление, он в дальнейшем сможет легче справляться с сопротивлением извне.

Прежде чем вступить в битву с сопротивлением воды, двигатель парохода должен преодолеть собственную инерцию.

Когда воля в конце концов станет устойчивой, нужно будет задуматься о ее силе. На нашей планете сила тяжести придает телам ускорение тридцать два фута в секунду, но на Луне — гораздо меньшее. Так и Воля, даже самая целеустремленная и постоянная, может оказаться практически бесполезной, если противодействующие ей обстоятельства будут слишком сильны или же если она по какой-то причине не сможет вступить в борьбу с ними. Нет смысла хотеть луну с неба. Если человек чего-то хочет, он должен задуматься о том, какими средствами можно осуществить эту Волю.

Кроме того, и самая могучая Воля, направленная на какую-то одну цель, далеко не всегда полезна в других отношениях; иногда она даже оказывается нелепой.

Рассказывают, что один человек потратил сорок лет на то, чтобы научиться переходить Ганг по воде, аки посуху; и в конце концов ему это удалось. Но святой гуру только упрекнул его: «Ну и дурак же ты! Все твои соседи каждый день спокойно переправляются на плоту за две пайсы [13]».

Большинство из нас, если не все, рано или поздно сталкиваются с тем же. Мы лезем из кожи вон, чтобы чему-то научиться и чего-то достичь, — и, лишь достигнув, понимаем, что все наши приобретения не стоят даже слов «я этого хочу».

Но принять такую точку зрения за руководство к действию было бы ошибкой. Дисциплина, необходимая для изучения латыни, сослужит нам хорошую службу, когда мы пожелаем добиться чего-то совершенного иного.

В школе нас наказывали учителя; но если мы за все школьные годы не научились наказывать себя сами, значит, мы не научились ничему.

По существу, единственная опасность заключается в том, что достижения и успехи могут превратиться для нас в самоцель. Мальчик, который гордится школьными отметками, рискует окончить свои дни профессором колледжа.

Таким образом, гуру индуса, научившегося ходить по воде, имел в виду лишь то, что пора перестать гордиться достигнутым — и направить свои силы на какую-нибудь более достойную цель.

И, кстати говоря, поскольку божественная Воля едина, то не найдется такой способности, которая естественным образом не служила бы свершению судьбы человека, ею владеющего.

Далеко не всегда можно предсказать, когда именно нить того или иного цвета будет воткана в ковер Судьбы. Только когда ковер будет соткан полностью и рассмотрен с надлежащего расстояния, станет очевидно, что эта нить действительно заняла положенное ей место. И здесь возникает соблазн преломить копье на древнейшем из турниров — в поединке между свободой воли и предопределением.

Да, каждый человек «предопределен» таким образом, что каждый его поступок оказывается лишь пассивной равнодействующей всей совокупности сил, воздействовавших на него от начала времен, а его собственная Воля — лишь отголоском Воли Вселенной. Но, тем не менее, сознание «свободы воли» ценно; и если человек понимает эту «свободу» правильно — как частный, индивидуальный случай тех внутренних движений во Вселенной, сумма которых есть покой, — то в меру своего понимания он чувствует всю эту гармонию, всю эту целокупность. Правда, счастье, которое он при этом испытывает, можно подвергнуть сомнению — как содержимое лишь одной чаши весов, на другой чаше которых покоится равной величины несчастье; однако есть люди, которые полагают, что единственное подлинное несчастье — это чувство отрезанности от Вселенной, а потому все чувства меньшего масштаба лишаются для них всякого веса, и остается только бесконечное блаженство — одна из фаз бесконечного сознания этой ВСЕОБЩНОСТИ. Впрочем, подобные рассуждения несколько выходят за рамки данных заметок. Нет особого смысла утверждать, что слон и блоха таковы, каковы они есть, и не могут быть иными; однако в нашем восприятии слон больше блохи. И этот факт имеет практическое значение.

Нам известно, что человека можно научить делать то, чего он не смог бы делать без обучения, — и утверждать, что обучиться способен лишь тот, кому это «суждено», было бы с практической точки зрения довольно бессмысленно. Точно так же и учителю «суждено» учить. В этом аргументе детерминистов кроется та же ошибка, что и во всех «системах» игры в рулетку. Пока рулетка вертится, шансы, что красное выпадет два раза подряд, — чуть более трех к одному; но как только красное один раз выпало, условия изменяются.

Настаивать на вышеизложенном не было бы смысла, если бы слишком многие люди не путали Магию с Философией. Философия — враг Магии. Философия уверяет нас, будто в конечном счете все неважно и «che sara sara» [14].

На практике (а Магия — самое практичное на свете искусство жизни) подобных затруднений не возникает. Человека, который бежит за поездом, бесполезно убеждать, что ему «не судьба» догнать состав, — он просто бежит, и все тут; а если бы ему не нужно беречь дыхание, он бы на все ваши уговоры ответил: «К черту судьбу!».


Примечания


[11]. Мк. 3:5. — Примеч. перев.

[12]. Ср. Мф. 13:45—46: «…подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее». — Примеч. перев.

[13]. Пайса — мелкая индийская монета. — Примеч. перев.

[14]. «Будь что будет» (ит.). — Примеч. перев.


© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Tags: Младшие арканы Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments