annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Categories:
  • Mood:

Туз Чаш - часть 5

Приложение к Тузу Чаш

Из "Книги 4" ("Магия. Liber ABA"), часть II
Глава VII
ЧАША (окончание)


Организация знаний — это первый шаг, второй же — интерпретация. Мастер Храма, степень которого соответствует Бине, клянется «толковать каждое явление как особое обращение Бога к его душе».

Но опробовать эту практику с пользой для себя может даже начинающий.

Факты либо встраиваются в систему, либо нет; если нет — гармония нарушается; но поскольку гармонию Вселенной нарушить невозможно, то разлад следует искать в уме ученика — так выясняется, что он звучит не в тон со вселенским хором.



Пусть он сначала найдет место в мозаике для самых значимых фактов, затем перейдет к не столь важным… и наконец, в один прекрасный летний день, разморенный и отяжелевший после сытного обеда, он внезапно постигнет смысл существования мух и увидит ему достойное оправдание!

Поначалу все мы не понимаем почти ничего, и это поистине ужасно и прискорбно. Мы видим, что этот мир полон жестокости, расточительства и скудоумия.

На первых порах размышления о Вселенной — чистая, почти ничем не смягчаемая мука. Этим фактом объясняется большинство философских умопостроений.

Средневековые философы безнадежно заблуждались, поскольку теология требовала от них соотносить все сущее с мерилом благополучия человека. Затем дело дошло до сущих нелепостей: Бернарден де Сен-Пьер [11] (или кто?) утверждал, что близ того места, где люди возводили большой город, Господь в милосердии Своем всякий раз пролагал реку, дабы споспешествовать торговле. Но правда в том, что воображать себе Вселенную служанкой человека бессмысленно. Если лошади созданы для того, чтобы человек на них ездил, то не для того ли создан человек, чтобы его ели черви?

Таким образом, мы вновь убеждаемся: чтобы достичь Понимания, прежде необходимо беспощадно выкорчевать саму идею Эго.

На первый взгляд кажется, что эта установка несовместима с той, на которую опирается Мастер Храма. Что может быть эгоистичнее, чем толковать каждое происшествие как особое обращение Бога к нашей душе?

Однако Бог есть все сущее, а не какая-либо часть; а, следовательно, каждое такое «обращение» означает расширение души, избавление ее от обособленности.

От каждого солнечного луча цветок раскрывается шире.

Поверхность воды в Магической Чаше беспредельна, и нет на ней ни единой точки, отличной от любой другой [12].

Поэтому, в конечном счете, если жезл — это связывание и ограничение, то Чаша есть расширение — в Бесконечность.

И в этом таится опасность, грозящая Чаше: она непременно должна быть открыта всему сущему, но если вложить в нее нечто несоразмерное, неуравновешенное или нечистое, она пострадает.

И здесь источником затруднений снова оказываются наши мысли. Грубость и тупость «простых впечатлений» мутят воду; «эмоции» вздымают на ней волны; «восприятия» все еще слишком далеки от совершенной чистоты истины — они порождают отражения; «склонности» же преломляют свет с тем или иным коэффициентом. И даже само «сознание» есть то, что проводит различие между низшим и высшим [13]; это та ужасная стадия в великом кощунстве сотворения мира, на которой вода, что над твердью, отделяется от воды, что под твердью.

Так как вода эта [14], даже в самом лучшем случае, — всего лишь отражение, сколь же безмерно важной становится задача ее успокоения и поддержания в неподвижности!

Если чаша колеблется, свет преломляется.

Поэтому Чашу устанавливают на Алтаре, форма которого — четырехугольник, воля, помноженная на волю [15], подтверждение воли в Магической Клятве, закрепление воли в Законе.

Когда вода мутная, заметить это нетрудно; нетрудно и очистить ее от ила; но есть и такие нечистые примеси, от которых не избавиться иначе, как с помощью дистилляции, да и ту в некоторых случаях приходится повторять до семидесяти семиджы раз.

Однако существует универсальный растворитель и гармонизатор — роса столь чистая, что одной капли ее, добавленной в Чашу, достанет, чтобы на время вода достигла полного совершенства.

Имя этой росе — Любовь. Даже если это любовь человеческая, под властью ее вся Вселенная представляется совершенной; Божественная Любовь же, о которой ныне идет речь, способна на много большее.

Ибо любовь человеческая есть возбуждение, а не успокоение ума; и, будучи привязана к отдельной личности, в конце концов лишь приносит бóльшие беды.

Божественная Любовь же, напротив, не привязана ни к каким символам.

Она не терпит никаких ограничений, ни по мощи, ни по охвату. Она — не что иное, как та звездная роса, о которой говорится в Священных Книгах, ибо НУТ, Владычица Звезд, именуется «Целокупной в Небе», и это — та Роса, что омывает тело Адепта «благовонным нектаром пота» [16].

Поэтому, хоть в чашу эту и вмещается все сущее, но силою сей росы оно утрачивает все свои особенности. И потому эту Чашу держит в руке БАБАЛОН, Владычица Города Пирамид, где все неотличимы друг от друга и где не дано воссесть никому, кто еще не утратил свое имя.

О том, чем наполнена эта Чаша, сказано также, что это — вино. Это — Чаша Опьянения. Опьянение [англ. intoxication] означает отравление, и прежде всего — тем ядом, которым смачивают стрелы (греч. τοξον — «лук»). Обдумайте Видение Стрелы из «Книги 418» и обратитесь к тем местам из Священных Книг, где говорится о действии духа под влиянием смертельного яда.

Ибо для каждой отдельно взятой вещи Достижение означает, в первую очередь, разрушение ее индивидуальности.

Каждая из наших идей должна предать свое «Я» Возлюбленному, дабы в конце концов и мы смогли предать свое «Я» Возлюбленному в свой черед.

Читавшие «Историческую лекцию» [17] вспомнят, как Адепты, «с улыбкой оставившие домы свои и все, что имели, с нерушимым спокойствием и верностью неколебимой оставляли само Великое Делание; ибо такова последняя и величайшая из проекций [18], которые совершает алхимик».

Мастер Храма пересек Бездну и вошел во Дворец Королевской Дочери; ему достаточно вымолвить одно слово, и все растворится. Но вместо этого он укрывается в земле и возделывает сад [19].

Тайна сия слишком глубока, чтобы разъяснить ее в этих обрывках неочищенных мыслей; ее следует постигать в медитации.


Примечания


[11]. Бернарден де Сен-Пьер, Жак Анри (1737—1814) — французский писатель-сентименталист, автор труда «Размышления о природе» (1784), в котором и приводится изложенное далее утверждение. Там же встречается немало других подобных соображений, нелепых в силу крайнего антропоцентризма. — Примеч. перев.

[12]. «…если вы смешаете знаки разделения, говоря, “Они едины ” или “Их много” <…> — готовьтесь к страшному приговору Ра-Гор-Хута! Сим возродится мир, малый мир — сестра моя» [Книга Закона, I:52—53]. Это слова НУТ, нашей Владычицы Звезд, от которой Бина — лишь отражение в мутном зеркале. — Примеч. перев.

[13]. Здесь перечисляются пять скандх — составляющих человеческого «я»; см. http://annablaze.livejournal.com/110335.html, примеч. 21. — Примеч. перев.

[14]. Вода в этой Чаше (последняя также представляет собой сердце, о чем свидетельствует история Таро: масть червей [англ. hearts — «червы», а также «сердца»] в старинных колодах и даже в современных испанских и итальянских картах именуется «чашами») — это буква «Мем» (еврейское слово, означающее «вода»), которой среди старших арканов Таро соответствует Повешенный. На карте Повешенного изображается адепт, подвешенный за одну ногу на виселице, которая имеет форму букву Далет — буквы Императрицы, небесной Венеры в Таро. Ноги адепта скрещены, а руки образуют треугольник: своей уравновешенностью и самопожертвованием он низводит свет в нижние сферы и утверждает его даже в самой Бездне.
При всей своей простоте, это весьма удачный символ Великого Делания, хотя очевидную сентиментальную интерпретацию его ученик должен будет отбросить сразу же, как только поймет ее. Возомнить себя Искупителем — иллюзия очень благородная, а, следовательно, очень опасная. Ибо так — со всеми иллюзиями в этой Чаше: чем они тоньше и чище, тем труднее их выявить. — Примеч. А. Кроули.

[15]. Число, соответствующее Воле, — 2, число сефиры Хокма. Подробнее см. http://annablaze.livejournal.com/109169.html. — Примеч. перев.

[16]. Книга Закона I:27. — Примеч. перев.

[17]. Книга «61» [«Книга причин»], которую вручают тем, кто желает стать Послушником А.’.А.’. — Примеч. А. Кроули.

[18]. Проекция — здесь: завершающая алхимическая операция (projection, букв. «бросание»), на которой совершенная субстанция философского камня смешивается с неблагородным металлом и превращает его в золото. — Примеч. перев.

[19]. Ср. «Книгу 418» («Видение и Голос»), клич 13-го Эфира. — Примеч. перев.

© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Tags: Младшие арканы Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments