annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Category:
  • Mood:

Рыцарь Жезлов, часть 3

Гексаграмма 51. Чжэнь




Чжэнь указывает на свободу и развитие. Когда придет (время для обозначенной ею) перемены, (человек, к которому обращена эта гексаграмма) будет смотреть с опаской, но улыбаться и вести беззаботные речи. Когда перемена (подобная раскату грома) устрашит всех вокруг на сотню ли, он (подобно благочестивому жрецу) не упустит (от испуга) ложки (и чаши) для возлияний духам.



1. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на первом месте [1] показывает, что с приближением перемены человек озирается по сторонам с опаской, но затем улыбается и ведет беззаботные речи. Будет счастье.

2. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на втором месте показывает, что с приближением перемены человек оказывается в опасном положении. Он предпочтет отказаться от (своих) владений, чтобы подняться на великую высоту. Нет нужды ему гнаться (за утраченным) — через семь дней найдется само.

3. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на третьем месте показывает, что человек пребывает в растерянности среди грозных перемен. Если эти перемены побудят его к (правильному) действию, беды не будет.

4. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на четвертом месте, показывает, что человек среди грозных перемен простерт навзничь и тонет в грязи.

5. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на пятом месте, показывает, что человек среди грозных перемен мечется во все стороны, и отовсюду ему грозит опасность; но есть надежда, что он не понесет потерь и изыщет возможность действовать (и преуспеть).

6. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, вверху показывает, что человек среди грозных перемен повергнут в полное смятение и озирается по сторонам со страхом и трепетом. Если он будет действовать, то навлечет на себя несчастье. Но если (он вовремя принял меры предосторожности) и грозные перемены еще не коснулись его самого и его соседей, то беды не будет, хотя его родичи (все же) могут говорить о нем с осуждением.


Комментарии Дж. Легга


Среди триграмм Чжэнь означает гром, а также, по системе Вэнь-вана [2], «старшего сына». Это фонетический комплекс [3], значимым элементом которого является иероглиф Юй — «дождь», присутствующий в большинстве иероглифов, обозначающих метеорологические явления. Одноименная гексаграмма состоит из удвоенной триграммы Чжэнь и может трактоваться как символ громового раската; однако мы помним, что свойство или достоинство соответствующей триграммы — это «подвижная возбуждающая сила», а, следовательно, символически данный иероглиф указывает на некие перемены, совершающиеся в обществе или в государстве. Таково значение этой гексаграммы, а повествует она о том, как следует вести себя во времена перемен (таких, как бунт или революция) той стороне, которая поощряет эти преобразования и заинтересована в них больше всех. Поясняется, что человек должен осознавать грозящие ему опасности и что, соблюдая осторожность и сохраняя самообладание, он может преодолеть невзгоды.

На благоприятный исход ситуации указывает сплошная черта в основании триграммы. Тот, к кому она относится, должен возобладать над предметами, обозначенными верхними двумя, прерванными линиями. Идея гексаграммы — в том, что ему следует двигаться и наступать; и что еще, кроме успеха, может принести движение в данной ситуации?

В следующем предложении указывается, что он осознает опасность ситуации, но верит в свои силы и владеет собой. В завершающем предложении он показан погруженным с головой в важные для него дела, как благочестивый жрец, полностью сосредоточенный на обряде. Высказывалось предположение, что такое значение символа восходит к интерпретации триграммы Чжэнь как «старшего сына» в системе Вэнь-вана. Старший сын — наследник отца, поэтому данная гексаграмма, вслед за предыдущей, Дин [4], изображает его главой обряда, наблюдающего за сохранностью жертвенного вина, приготовленного в котле. Но эта интерпретация слишком прихотлива.

Все сказанное о черте 1 — немногим более, чем повторение основной идеи комментариев Вэнь-вана. Черта сплошная, что предвещает удачу.

«Опасное положение», грозящее адресату черты 2, связано, согласно «Приложению II» [5], с ее местонахождением непосредственно над чертой 1. Однако в остальном символика смутна, и Чжу Си [6] утверждает, что ему она непонятна. Здесь приводится общепринятая интерпретация. Человек делает все возможное, чтобы избегнуть опасности, и в конечном счете — ввиду центрального положения черты [в триграмме] — ситуация разрешается лучше, чем можно было ожидать. По поводу указания точного срока в «семь дней» см. комментарий Вэнь-вана к гексаграмме 24 [7]. Чжан Цзай [8] же объясняет это указание так: «Количество черт в схеме (гексаграммы) составляет 6. Первое число, следующее за этим, — 7. Когда перемены, обозначенные (гексаграммой) Чжэнь, совершатся и закончатся, все вернется на круги своя».

Черта 3 прервана и находится там, где должна быть сплошная черта [9]; но если человек будет действовать и переместится на четвертую позицию, подобающую такой черте [10], то дело кончится не так уж и плохо.

Однако 4-я черта сама по себе неблагоприятна. Это сплошная черта, занимающая четную позицию и, вдобавок, окруженная с обеих сторон прерванными; поэтому человек в ней представлен как «простертый навзничь и тонущий в грязи».

Черта 5 прервана и занимает нечетную позицию, причем ту самую, в которой сосредоточивается все действие гексаграммы [11]. Поэтому человеку грозит опасность со всех сторон; однако центральное положение черты [в триграмме] указывает на благополучное разрешение ситуации.

Черта 6 слаба и вынуждена до конца переживать ужасы совершающейся перемены. Любое действие здесь неизбежно приведет к беде. Но если человек заранее принял меры предосторожности, то может спастись, отделавшись лишь осуждением со стороны своих родственников. Впрочем, этому последнему указанию я не нахожу никаких подтверждений в самой фигуре. Вероятно, автор опирался на какой-то пример из жизни, когда гексаграмма сработала именно так; но что это был за случай, нам не известно.


Примечания переводчика


[1]. Гексаграмма анализируется снизу вверх, по составляющим ее двум триграммам и по чертам, из которых они образованы. Сплошные черты называются «девятками» (старый ян) и «семерками» (молодой ян), прерванные — «шестерками» (старая инь) и «восьмерками» (молодая инь) (эти обозначения происходят от традиционного метода гадания на стеблях тысячелистника).

[2]. Вэнь-ван (1231—1135 до н.э.) — легендарный основатель древнекитайской династии Чжоу, с именем которого традиция связывает создание гексаграмм путем удвоения триграмм, а также один из двух главных вариантов последовательности триграмм (т.наз. «посленебесный порядок») и последовательность гексаграмм, зафиксированную в «И Цзин».

[3]. Разновидность составного иероглифа, одна часть которого («значимый элемент») придает комплексу семантическое значение, а вторая («не значимый элемент») — указывает его на произношение.

[4]. Значение 50-й гексаграммы, Дин, в интерпретации Дж. Легга — котел, используемый в обряде жертвоприношения.

[5]. «Приложение II» к переводу Дж. Легга составляет трактат «Ши и» («Десять крыльев», VI—IV вв. до н.э.) — канонический комментарий к «И Цзин».

[6]. Чжу Си (1130—1200) — китайский философ, филолог и историк, глава неоконфуцианства, самый влиятельный и известный мыслитель эпохи династии Сун. Автор комментария к «И цзин».

[7]. Дж. Легг ссылается на следующий фрагмент: «“Он вернется и снова пройдет положенный ему путь; возврат его — через семь дней”. — Таков ход небесного (круговорота)».

[8]. Чжан Цзай (1020—1077) — китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства.

[9]. Считается, что в идеале сплошные (янские) черты должны находиться на нечетных (янских) позициях, а прерванные (иньские) — на четных.

[10]. Т.е. на иньскую позицию, подобающую прерванной черте.

[11]. Символические значения пятой позиции во всякой гексаграмме — «царь» и «голова».


© The Yî King. Sacred Books of the East, Vol. 16. James Legge, Translator. Oxford, the Clarendon Press, 1882.
© Перевод с английского: Анна Блейз, 2007.
Tags: Гексаграммы, Придворные карты Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments