annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Category:
  • Mood:

Принцесса Чаш, часть 3

Гексаграмма 41. Сунь



В (областях, обозначенных гексаграммой) Сунь при искренности (в том, кто использует эту гексаграмму) будет большое счастье: безошибочные действия, твердая стойкость и успех во всяком начинании. В чем можно проявить эту (искренность в использовании Сунь)? И двух корзин зерна достаточно для жертвоприношения (даже если нет больше ничего).



1. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на первом месте указывает на того, кто откладывает свои дела и поспешает прочь (на помощь тому, кто обозначен 4-й чертой). Он не совершит ошибки, но пусть подумает, сколько из своего он может уделить (другому).

2. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на втором месте указывает, что человеку следует соблюдать твердую стойкость и что действия с его стороны приведут к несчастью. Он может прибавить (тому, кто обозначен чертой соответствия), не отнимая у себя.

3. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на третьем месте показывает, как трое идут вместе, но один покидает их; и как идущий в одиночестве находит друга.

4. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на четвертом месте указывает на человека в болезни, который облегчает бремя своих трудов, призывая (того, кто обозначен 1-й чертой) поспешить (ему на помощь) и доставить ему радость. Ошибки не будет.

5. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на пятом месте указывает на союзников, пополняющих (кладовые обозначенного ею человека) десятью парами черепаховых панцирей и не приемлющих отказа. Будет большое счастье.

6. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на шестом месте указывает на человека, прибавляющего другим, не отнимая у себя. Ошибки не будет. При твердой стойкости будет счастье. Будет успех во всяком начинании. Человек обретет больше подданных, чем среди них существует отдельных домов.


Комментарии Дж. Легга


Истолкование этой гексаграммы сопряжено с большими сложностями. Сунь символизирует идею убыли или сокращения; и на основе того, что сказано о ней в Приложении I [1], сложилась традиция понимать ее как наставление подданному делить свое имущество с государем или оплачивать расходы правительства, — иными словами, связывать ее с готовностью и безропотно платить подати. Режи [2] пишет, что Сунь «seu (vectigalis causa) minuere <…> est valde utile» [3], и Кэнон Макклатчи в своем переводе Приложения I также утверждает: «Убыль (например, в связи со сбором податей) <…> весьма благоприятна». Возможно, для Вэнь-вана эта гексаграмма и впрямь связывалась с податями, но в комментариях его сына символика Сунь трактуется гораздо более широко. Моя собственная интерпретация данной фигуры и ее описания близка мнению Чжана Цзая, утверждавшего, что «Сунь следует понимает как указание на то, что всякая убыль и подавление того, что имеется в избытке, приводят это в согласие с разумом и справедливостью».

Если это будет совершаться с должной искренностью, то результаты окажутся самыми благоприятными. Воспоследуют большие успехи в великих делах; и даже если вклад в исправление ситуации, на первый взгляд, будет совсем невелик, он все равно будет принят — как в самом торжественном религиозном обряде. Таков основной смысл толкования данной гексаграммы, утвержденного ханьскими редакторами.

1-я черта сильна, а соответствующая ей 4-я — слаба. Человек, обозначенный 1-й чертой, желает помочь тому, кто представлен 4-й; но при этом ему не следует бросать на произвол судьбы собственные дела и расставаться с тем, что принадлежит ему, в пользу другого без должного размышления.

2-я черта сильна и занимает центральное положение в триграмме. Однако она находится на месте слабой черты, и человеку, обозначенному ею, следует удерживать свои позиции, не устремляясь на помощь своему соответствию в 5-й черте. Наилучший способ помочь последнему — твердо соблюдать стойкость.

Толкование 3-й черты, на мой взгляд, изобилует неясностями. Чжу Си, разделяя точку зрения, выраженную в Приложении I, утверждает, будто бы нижней триграммой этой гексаграммы изначально являлась Цянь, состоящая из трех сплошных черт, наподобие «троих, идущих вместе», и что под «одним, покинувших их», подразумевается третья черта, переставленная на верхнюю позицию верхней триграммы (изначально — Кунь, три прерванные черты); при этом черты 3 и 6, поменявшись местами, тем не менее, сохранили соответствие между собой, о чем и говорится далее — «идущий в одиночестве находит друга». Я не нахожу в этих рассуждениях здравого смысла.

Черта 4 слаба и занимает четную позицию; она подобна человеку в болезни, не способному выполнять свою работу должным образом. Однако ей соответствует сильная 1-я черта, устремляющаяся ей на помощь. «Радость» 4-й черты свидетельствует о ее желании так или иначе исполнить отведенную ей работу в составе гексаграммы.

5-я черта — место государя, который здесь проявляет смирение и с благодарностью принимает помощь своего соответствия, 2-й черты. Это правитель, которому рады служить по мере возможности все дееспособные подданные; и это влечет за собой большое счастье.

6-я черта прежде была слабой, но преобразовалась в сильную за счет перемещения сильной черты с позиции 3. Таким образом, она получила огромную прибыль и может теперь осуществить идею всей гексаграммы наилучшим образом. Она способна обеспечить прибыль другим, не сокращая собственных запасов; и, разумеется, польза, которую она принесет, будет неоценима. Подданные устремятся поддержать ее, и придет не по одному человеку от каждого дома, а гораздо больше. Таков основной смысл комментария к этой черте. Но должен признаться, что для меня он остается неясным.


Примечания переводчика


[1]. «1. В Сунь (мы видим, что) нижняя триграмма убывает, а верхняя получает прибыль. (Но) способ, обозначенный таким образом, соблюдается также вверху (или: поднимается [также] вверх и действует)».
2. “Если в этом способе убыли соблюдается искренность, то будет большое счастье: безошибочные действия, твердая стойкость и успех во всяком начинании. В чем можно проявить эту (искренность в использовании Сунь)? И двух корзин зерна достаточно для жертвоприношения (даже если нет больше ничего)”, — ибо эти две корзины будут принесены в нужное время. Это время, когда сильное должно пойти на убыль, а слабое — укрепиться. Убыль и прибыль, переизбыток и пустота — все это совершается в согласии с требованиями времени».

[2]. Режи (Regis), Жан-Батист (1663 или 1664 — 1738) — французский иезуит, миссионер в Китае, географ и автор комментариев к «И Цзин».

[3]. «…убыль (по причине налогов) <…> весьма полезна» (лат.).


© The Yî King. Sacred Books of the East, Vol. 16. James Legge, Translator. Oxford, the Clarendon Press, 1882.
© Перевод с английского: Анна Блейз, 2007.

Tags: Гексаграммы, Придворные карты Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments