annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Category:
  • Mood:

Принц Мечей, часть 3

Гексаграмма 57. Сунь



Сунь указывает, что (в обозначенных ею условиях) будут малые свершения и развитие. Благоприятно продвигаться в любом направлении. Благоприятна (также) встреча с великим человеком.



1. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на первом месте указывает на человека, который (то) выступит вперед, (то) отступит. Во благо ему — соблюдать твердую стойкость отважного воина.

2. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на втором месте указывает, что предмет, обозначенный Сунь, находится под ложем. Обращение к гадателям и заклинателям вот-вот вызовет смятение. Будет счастье. Ошибки не будет.

3. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на третьем месте указывает на человека, который проникает (лишь) силой, прилагая ее многократно. Будет повод для сожалений.

4. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на четвертом месте указывает, что все причины для раскаяния исчезнут. Добытая на охоте дичь дает троякую пользу.

5. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на пятом месте указывает, что твердая стойкость будет к счастью. Все причины для раскаяния исчезнут, и всякое движение будет благоприятно. Хоть и не было (хорошего) начала, будет (хороший) конец. Пусть человек (обдумает) за три дня прежде, чем что-то менять; а три дня спустя (вновь обдумает). (Тогда) Будет счастье.

6. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на шестом месте указывает на представителя проникновения, который (укрылся) под ложем и потерял топор, которым исполнял свои решения. Как бы он ни (старался соблюдать) стойкость и справедливость, будет беда.


Комментарии Дж. Легга


Гексаграмма Сунь составлена из двух одноименных триграмм. Сунь, пятая из триграмм Фу-си, символизирует одновременно ветер и дерево и обладает свойствами гибкости (граничащей с покорностью) и, в то же время, проникновения. В этой гексаграмме ее следует рассматривать как символ ветра, способного проникнуть куда угодно, пробраться во все углы и щели.

Конфуций сказал: «Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» («Лунь юй», XII, 19). В соответствии с этим тему данной гексаграммы следует понимать как влияние и приказы правителя, призванные исправить ошибки подданных. В «Ежедневных наставлениях» утверждается, что верхняя триграмма обозначает приказы, исходящие от государя, а нижняя — действия подданных, повинующихся ему; однако в тексте комментария эта трактовка не находит подтверждений.

Но почему же данная фигура обозначает лишь «малые свершения»? Как правило, указанием на возможные достижения человека служит первая черта триграммы, которой он обозначен. А поскольку здесь над слабой первой чертой располагаются две сильные, то достичь возможно лишь немногого. Ханьские комментаторы, не разделяющие эту точку зрения, утверждают, что — поскольку гексаграмма в целом обозначает проникновение — 1-я черта, символ слабости и неудачи, не может сколько-нибудь успешно противостоять двум верхним чертам, сводящим на нет ее влияние. Иллюстрируя этот процесс, они приводят примеры из области природной жизни, воспитания и политики; свершения же, по их словам, именуются «малыми» лишь потому, что процесс этот не ведет ни к каким преобразованиям и существенным переменам, но призван лишь исправлять ошибки и вносить усовершенствования. Именно для этого необходимо вмешательство «великого человека», сильного и добродетельного. Впрочем, даже эту интерпретацию нельзя признать вполне удовлетворительной.

1-я черта слаба и находится на месте сильной. Действия обозначенного ею человека свидетельствуют о смятении. Ему недостает силы и решительности.

2-я черта сильна и занимает центральное положение в триграмме, а потому благоприятна. Некие вещи спрятаны под ложем, и человек, обозначенный этой чертой, ищет их. Он призывает на помощь гадателей, чтобы те помогли ему принять решение, и заклинателей — чтобы те изгнали всякое зло. Это большая и трудная работа, так что человек едва справляется с нею, но исход дела благоприятен. Столь разумным истолкованием данной черты я обязан ханьским комментаторам. Автор описания гексаграммы, разумеется, верил в действенность гаданий и заклинаний, но это — его беда, а не вина и не признак глупости.

3-я черта находится месте, подобающем для сильной черты. Но ее расположение на верхней позиции нижней триграммы — показатель беспокойства, чем и объясняется неистовая активность обозначенного ею человека. Правильного соответствия в 6-й черте нет. Все усилия бесполезны и порождают лишь причины для сожалений.

4-я черта слаба, как и соотносящаяся с ней 1-я. Но 4-я занимает подобающее место для слабой черты и располагается под защитой черты 5, сильной и занимающей центральную позицию в триграмме. Тем самым дурные предзнаменования уступают место благоприятным. Добытую на охоте дичь было принято делить на три части: первая предназначалась для жертвоприношения, вторая — для развлечения гостей, а третья — для кухни. Если добычи хватало для всех трех этих целей, то охота считалась очень успешной.

О 5-й черте Чжан Цзай пишет: «Это почетное место, престол владыки солнца, от которого исходят все повеления и приказания. Черта центральная (в триграмме) и занимает подобающую позицию; следовало бы ожидать, что обозначенный ею человек проявляет солнечные достоинства в их наивысшем великолепии. Однако здесь эти качества предстают как покорность и согласие с долгом и справедливостью; подчеркивается также польза стойкости. При соблюдении всего указанного будет счастье».

Несчастье, которое предвещает 6-я черта, связано с тем, что солнечные качества доводятся до предела и становятся чрезмерными.


© The Yî King. Sacred Books of the East, Vol. 16. James Legge, Translator. Oxford, the Clarendon Press, 1882.
© Перевод с английского: Анна Блейз, 2007.

Tags: Гексаграммы, Придворные карты Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments