annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Categories:

про ведьм

Для knjazna и вообще.
Попытаюсь ответить на вопрос, заданный в недавней дискуссии: http://sane-witch.livejournal.com/68111.html?thread=338959#t338959. Сразу предупреждаю, что это будет совершенно неакадемическое объяснение, худо-бедно обобщающее мой личный опыт в этой области. Стрелять в пианиста не стоит - он очень старался :-) Если кто-нибудь захочет что-нибудь добавить по существу, будет прекрасно и замечательно.

Как я уже сказала, мне кажется, что самое базовое отличие ведьмы от неведьмы — это присущее первым специфическое мировосприятие. Частные варианты «ведьмовского» мировосприятия весьма многообразны, но полагаю, что во всех присутствуют в значительной степени анимистические, пантеистические и собственно магические представления (можно, я не буду давать здесь стандартные научные определения этих терминов??? их и так где только не валяется) — в той или иной форме и в той или иной пропорции, т.к. универсальной «системы верований» здесь нет. Более того, обозначать подобные варианты мировосприятия как «системы верований» вообще не вполне корректно: в отличие от религиозных систем, основанных на вере, и от философских, основанных на умозрительном знании, они опираются на индивидуальный или коллективный (традиционный) опыт т.наз. «измененных» (отличных от обыденного бодрствующего) состояний сознания и модусов восприятия. (На этом месте можно начинать скандировать лозунг: «Ведьма не верит, она знает на опыте».) Именно поэтому я предпочитаю термины «мировосприятие» (как нечто, с одной стороны, менее универсальное, а с другой — более эмпирическое) или «картина мира» — то же «мировосприятие», но несколько обремененное теоретическими интерпретациями. Да, на ведьмовское мировосприятие вполне могут накладываться те или иные теоретические интерпретации — к примеру, спиритуальная-шаманская (существуют иные миры, населенные особыми сущностями — духами, богами, демонами и т.д., которые и совершают все магические действия по просьбе или приказу мага) или психологическая (магическую работу выполняет бессознательное человека, если задать ему четкую цель), или еще какая-нибудь, или сочетание нескольких моделей; подробнее о моделях магии можно почитать там: http://devillkat.narod.ru/modelimagii.html. Но исходным материалом для ведьмовской «картины мира» все равно служит личный опыт. Одним ведьмам интерпретации того или иного рода решительно необходимы, другим — просто интересны, третьи преспокойно без них обходятся и работают сугубо эмпирически (обычно в русле какой-нибудь традиции, т.к. персонального опыта одной отдельно взятой ведьмы для нормальной работы, как правило, все же недостаточно). Что касается методов, то развитие картины мира идет через внимание к различным символическим взаимосвязям и случаям так называемого синхронизма, а также к собственным психологическим и физиологическим реакциям в «измененных состояниях», — и через общие и частные выводы из наблюдений.
Более детальный и конкретный разбор «ведьмовского мировосприятия» неизбежно чреват… э-э-э… переходом на личности и лучше вписывается в формат доверительной беседы, чем поста в ЖЖ, даже подзамочного. Кажется, для многих знакомых мне ведьм вышеупомянутые «измененные состояния сознания и модусы восприятия» являются довольно интимными и/или сакральными переживаниями, делиться которыми они готовы только с единомышленниками. Важно, что все подобные переживания сопровождаются ощущением глубокой осмысленности тех явлений, предметов и событий, с которыми они связаны, а при достаточном опыте — еще и пониманием этого смысла. Можно сказать, что ведьма ведет более или менее постоянный диалог на языке символов с мирозданием в целом и его частными проявлениями. Остальное — уже опять частные примеры; твердо обещать не буду, но если меня все же обуяет эксгибиционизм, то один «тред» такой «беседы», затянувшийся лет на двадцать пять, смогу коротко изложить по образам-эпизодам в отдельном посте и даже приложить к нему мистическую фотографию ;))) А здесь ограничусь стихотворением Гумилева на тему стихийного ведьмовского анимизма:

ДЕТСТВО

Я ребенком любил большие,
Медом пахнущие луга,
Перелески, травы сухие
И меж трав бычачьи рога.

Каждый пыльный куст придорожный
Мне кричал: «Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я такой!»

Только дикий ветер осенний,
Прошумев, прекращал игру.
Сердце билось еще блаженней,
И я верил, что я умру

Не один - с моими друзьями,
С мать-и-мачехой, с лопухом,
И за дальними небесами
Догадаюсь вдруг обо всем.

Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав,
Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав.

Важно еще то, что, как бы ни именовались внутренне подобные и другие «ведьмовские» переживания — как «чудеса», «видение скрытой сути вещей», «ощущение своей судьбы», «мистические озарения» или как-то иначе, — в любом случае, для ведьмы они обладают огромной экзистенциальной ценностью. Это своего рода внутренняя «точка отсчета и опоры» и критерий значимости самых разнообразных событий, явлений и предметов.

Вот такие (с моей персональной точки зрения, без претензий на исчерпывающий список, в самом общем виде, а отчасти и попросту в образном описании) особенности мировосприятия и отличают потенциальную ведьму.
Вряд ли я смогу исчерпывающе перечислить по пунктам, что еще (кроме описанных особенностей мировосприятия) решительно необходимо для того, чтобы из «потенциальной» ведьмы получилась «актуальная». Но кое-какие соображения на этот счет изложить могу.
«Актуализация» ведьмы, насколько я могу судить, довольно часто начинается самопроизвольно (хотя и не всегда, т.к. во многих случаях толчком служит сознательно принятое решение освоить те или иные техники), но продолжаться может только осознанно. Например, человек начинает более-менее регулярно — и по большей части успешно — руководствоваться в жизни практическими выводами из своих интуитивных ощущений, не поддающихся рационализации (в отличие от примеров в http://sane-witch.livejournal.com/68111.html?thread=337679#t337679). Со временем человек становится внимательнее к своим ощущениям и обучается все более точно их интерпретировать, и постепенно это превращается в «просто навык» или «просто умение». Или допустим, человек случайно нащупывает какую-нибудь методику формирования «намерения» — и со временем, путем проб и ошибок, приходит к выводу, что определенное (со своими особыми характеристиками, полагаю, во многом индивидуальными) внутреннее состояние сосредоточенности на цели очень помогает. Не стопроцентно обеспечивает желаемый результат, но весьма существенно повышает шансы на успех (независимо от того, насколько прямо успех зависит от практических действий этого человека во внешнем мире): почти всякий раз, когда человеку удается зафиксировать такое состояние, обстоятельства складываются в его пользу. Постепенно этот прием тоже перерабатывается в «навык-умение».
Но как бы то ни было, для того, чтобы первоначальные спонтанные проявления такого рода не остались случайными вспышками и чтобы человек не отказался от них (например, не списал на простое совпадение), а наоборот, более-менее осознанно культивировал соответствующие «навыки-умения», нужен вышеописанный тип мировосприятия.
В процессе этого, само собой, возникает необходимость в определенных технических знаниях (как сделать то-то и то-то), которые черпаются из личного опыта и/или традиции.

Третья же ведьма в благодушном порыве потрепала девушку по плечу:
- Ты все правильно делаешь. Чуть-чуть поработаешь над визгами, и полный порядок. Согласна со мной, нянюшка Ягг?
- Визг никогда не помешает, - поспешно откликнулась нянюшка Ягг. - Да, кстати, тетушка Вемпер, земля ей будет пухом, отличному прищуру тебя научила.
- Да, прищур у нее на уровне, - подтвердила матушка Ветровоск.
Младшая из ведьм, которую звали Маграт Чесногк, заметно воспрянула духом. Перед матушкой она неизменно пасовала. Обитатели Овцепиков прекрасно знали, что матушка относится к окружающему миру без особого восторга, и уж коль скоро, по ее личному мнению, прищур оказался на уровне, значит, если Маграт еще немножко потренируется, то вскоре юная ведьмочка без труда сможет заглянуть в собственную ноздрю.


При этом исключительно важно четкое осознание грани между субъективным и объективным, или, как говорила все та же незабвенная матушка Ветровоск, «быть настоящей ведьмой — это прежде всего знать, кто ты и где находишься» :). Грубо говоря, ни одна нормальная ведьма (sane witch в широком смысле слова ;) ) не спутает ветряную мельницу с великаном (а если спутает — значит, на нее нашло помрачение ума). Нормальная ведьма осознает (и при необходимости так или иначе использует) разницу между собственным восприятием и общепринятыми представлениями. И твердо осознает, что она сама — не какое-то потустороннее существо с чуждым разумению устройством, а вполне себе человек (ши, бестия, оборотень, нужное подчеркнуть), отличающийся от не-ведьмы картиной мира и набором навыков-умений. Наконец, свои специфические навыки-умения она не воспринимает как нечто сверхъестественное и исключительное, — это skills того же ряда, что и умение читать или плавать, в той или иной степени расширяющие спектр житейских возможностей. Исходные непосредственные переживания, сопутствующие «измененным состояниям» («чувство судьбы», «мистические озарения» и пр., хоть горшком назовите), зачастую трактуются внутренне как сакральные, а вот прикладные навыки-умения, выросшие на этой основе, вовсе не обладают исключительной экзистенциальной значимостью, — просто они бывают очень полезны :).
Еще один из важных принципов — высокая толерантность к неопределенности или, если угодно, своего рода прикладной узконаправленный агностицизм :). Поясню, что я имею в виду. Если ведьма не может объяснить какие-то явления рационально, это еще не значит, что она не способна заметить в них те или иные закономерности и выработать метод практического их применения. Некоторые ведьмы весьма любознательны, некоторые – не особенно, но все способны принимать в рабочем порядке и использовать явления, которые рационально объяснить не могут. Некоторые пытаются интерпретировать такие явления в рамках тех или иных теорий, и для них эти объяснения вполне могут как-то работать (т.е. помогать в практическом использовании пресловутых явлений), но, строго говоря, наличие интерпретации неважно: ведьма знает, что если сделать так-то и так-то, то скорее всего получится то-то и то-то, и для практической работы этого ей хватает. Пример: я знаю по опыту, что при последовательном рассмотрении нескольких взаимосвязанных проблем на картах Таро в ключевых позициях раскладов с большой вероятностью будут выпадать одни и те же или достаточно близкие по значению карты (как бы тщательно ни тасовалась колода). Но для правильного истолкования раскладов, т.е. для успешной работы, я не нуждаюсь ни в рациональном, ни в мистическом объяснении этого явления — хотя чисто теоретически мне было бы интересно понять, почему так происходит.
Есть еще масса всяких частных принципов. Например, в каждом конкретном случае ведьмовской работы очень и очень желательно как можно более полное доверие к себе или к тому, что ощущается как ведущая сила; но интерпретируется это по-разному, индивидуально. Одни могут сказать, что на время работы входят в некое измененное состояние сознания, в котором нет места сомнениям; другие — что желаемый результат логически вытекает из их картины мира в целом и по-другому просто быть не может и т.д. Можно сказать и так, что это определенный элемент самовнушения, который повышает шансы на успех (опять же независимо от того, насколько этот успех зависит от практических — не символических — действий ведьмы во внешнем мире). В случае с мантикой аналогичную роль выполняет состояние искренней готовности принимать поступающую информацию и доверять ей: чем больше открытости и готовности воспринять информацию, тем она точнее.
Рациональные умопостроения и теории чаще всего занимают подчиненное место по отношению к эмпирике (накопленному личному опыту, личным ощущениям и впечатлениям, иногда, но не обязательно, интерпретирующимся в русле определенной «ведьмовской» традиции). Принцип обязательной строгой повторяемости эксперимента в заданных условиях не применяется — не в последнюю очередь, полагаю, потому, что в этой области априори не всегда есть возможность отследить и нейтрализовать все посторонние влияния на ход эксперимента (все тот «фактор неопределенности»). Общее мнение среди «актуальных» ведьм — что при условии грамотно проведенной работы шансы на успех собственно магической операции составляют в среднем процентов восемьдесят; что касается мантики, могу предположить, что опытный практик способен давать точные результаты еще чаще.
В заключение добавлю, что некоторые знакомые мне «актуальные» ведьмы сугубо отрицательно относятся к использованию магии и мантики в целях простой демонстрации — т.е. не для достижения реально необходимого результата, не для обучения и не для диагностирования новых техник, а исключительно чтобы показать «а вот как еще мы умеем». Но само по себе это не основание считать их некомпетентными: в рамках их картины мира подобное отношение действительно имеет веские причины — к примеру, хотя бы, то, что присутствие эмоционально заинтересованных (неважно, в успешном результате или в неудаче) посторонних людей сбивает необходимую для работы тонкую внутреннюю настройку. Впрочем, среди ведьм попадаются и особо цельные и непрошибаемые натуры, с удовольствием работающие при большом стечении народа :-))).
Tags: Ветьмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments