annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Category:
  • Mood:

Кроули, Таро Тота, аркан 0

Под катом - история создания 0-го аркана Таро Кроули, с картинками и цитатами из писем художницы Фриды Харрис, создавшей колоду по указаниям Кроули, а также немного о символике оного аркана.

Примечание: 22 Старших Аркана в колоде Таро Тота официально именуются «двадцатью двумя Ату Тахути». Согласно Кроули, «Ату» (Atu) — древнеегипетское слово, означающее «дом» или «ключ», а Тахути — бог Тот; кроме того, слово atout — сокращение французского выражения bon á tout, что буквально переводится как «годится на все», а в карточных играх означает джокера.


Ату 0 - Безумец, или Дух Эфира

Из недатированных писем Фриды Харрис Алистеру Кроули:
«С Безумцем придется побороться. Он изворачивается вовсю. Я его не вижу. Есть ли рядом с ним дети? Может быть, его котомка — воздушный шар шута? Для такой невинной радости нужна кисть святого, а моя кисть только сочится патокой. Хотела бы я уметь рисовать кристаллами!».
«Я сражаюсь с Безумцем — он по-прежнему ставит мне подножки. Я уже не хожу, а едва волочу ноги».
«Безумец по-прежнему ерзает и скачет, но я все-таки надеюсь, что он получится правильным и вы останетесь довольны. […] Главное, чтобы он получился правильным. Все нужные символы у него уже есть. Вот только он не похож ни одну традиционную карту из тех, что я видела, — совершенно ничего общего с тем маленьким бородатым человечком. Лично мне он напоминает Христа, Будду, Гарпо, Пьеро, Арлекина, гигантскую панду и всех остальных дурацких и очаровательных существ вместе взятых. Конечно, мне не удастся собрать их всех в одном образе, но я стараюсь».


Первоначальный вариант этой карты — бородатый старец, изображенный в профиль. В каббале так символически изображается великий Отец всего сущего -- Макропрозоп, или "Великий Лик": он частично скрыт, поскольку связан с небытием, а частично проявлен - как Кетер, первая сефира (эманация) творения; поэтому "Великий Лик" обращен к зрителю в профиль и виден лишь наполовину (как сказано в каббале, «все в Нем — правая сторона»).
Старец смеется; в левой руке у него сфера — вместилище Иллюзии; на правом плече — посох, разделенный по длине на 463 доли. 463 - нумерологическая сумма букв еврейских слов, означающих в переводе "Миндальная ветвь" (Миндальная ветвь - один из символов сефиры Кетер), и нумерологическое соответствие имени Ра-Хор-Куит - Владыки Нового Эона в кроулианской системе. (Кроме того, на каббалистическом Древе Жизни число 463 символизирует Срединнный столп: это сумма числовых соответствий всех проходящих вдоль него путей.)
У ног старца — лев и дракон (неясно, нападают они на него или ластятся к ногам), однако он, по всей видимости, не обращает на них внимания.

На двух из нескольких ранних эскизов, отвергнутых Кроули, прототипом для Безумца послужил Гарпо Маркс, архетипический дурак из фильмов братьев Маркс, клоун, который гоняется за девушками и в свою очередь выставляет дураками самых чопорных и скованных персонажей. Причем все это он делает, не произнося ни слова. Он хранит безмолвие, точь-в-точь как мифологические персонажи, к которым восходит образ Безумца: как Гарпократ (почти что тезка Гарпо) — эллинистический бог невинности; как Дионис в ответ на вопрос царя Пенфея «Что есть истина?»; как Христос, который молча стоит перед Пилатом, задающим ему тот же самый вопрос.


Эскизы:







Гарпо Маркс:










Окончательный вариант:





«Познай Ничто!
Все пути законны для невинности.
Чистое безумие — Ключ к Посвящению.
Безмолвие взрывается экстазом.
Будь не мужчиной, не женщиной, но тем и другим в одном.
Храни безмолвие, о Дитя в Яйце Синевы, дабы вырос ты достойным нести Копье и Грааль!
Странствуй одиноко и пой! Во дворце Короля ожидает тебя дочь его»

(Алистер Кроули, "Книга Тота").

По большому счету, существует не 22 Старших аркана, а всего один — Безумец. Все остальные содержатся в нем и из него исходят. Вот отрывок из приведенного у Кроули описания последнего Ату — Вселенной:
«…в карте Вселенная содержится символ завершения Великого Делания в его наивысшем смысле — в точности, как Ату Безумец символизирует его начало. Безумец — это небытие, переходящее в проявленность; Вселенная же — проявленность во всей полноте, достигшая своей цели и готовая вернуться к началу. Двадцать карт, лежащие между ними, представляют Великое Делание и вершащие его силы на различных стадиях».
Безумец-Шут заключает в себе последнюю, предельную загадку. Он стоит на первом месте в последовательности арканов, но его номер — 0. И в этом — его первая и главная шутка: он создает единицу (а следовательно, и все остальное) из ничего. Эта идея сама по себе настолько абсурдна и безумна, что образ Безумца оказывается для нее самым подходящим символом.
Многие священные символы, изображенные на этой карте, можно обнаружить только путем долгого и пристального разглядывания (а некоторые — только под увеличительным стеклом). В Безумце колоды Тота присутствуют некоторые традиционные элементы, однако весь облик этого аркана прямо говорит о том, что перед нами — непостижимое верховное божество всех эпох и культур, не больше, не меньше. Это и языческий Зеленый Человек — бог весны; и идеально простодушный Парцифаль, которому достается святой Грааль; и Хор-па-Крат, египетский владыка безмолвия, невинное дитя, попирающее ногами крокодила Себека — Пожирателя. Его «дикие» глаза и рога, а также присутствующие на карте тигр, сосновые шишки, виноград и плющ выдают в нем ту сокровенную сущность космоса, которой веками поклонялись под именем Диониса. Это Дионис Загрей — рогатый сын Зевса; это Вакх Дифуэй — пьяный и безумный пансексуальный бог божественного экстаза.
Традиционный Шут стоит одной ногой на земле, а другую беспечно занес над пропастью. Но у Безумца в колоде Тота вообще нет опоры под ногами — он попросту висит в воздухе. Он рождается из трех спиральных колец, которые исходят из его сердца и в него же возвращаются. Это три завесы небытия (Айн - Единое, пребывающее в небытии, Айн Соф - беспредельная Протяженность и Айн Соф Аур - безграничный Свет), которые, по учению каббалы, дали начало творению. В котомке Безумца заключена вся вселенная, представленная в образе монет с планетными и зодиакальными символами.
Этот Безумец — не кто иной, как сам Дух Святой. Из чаши Грааля в его правой руке вылетают голубь — символ Святого Духа; бабочка — символ трансформации; крылатый шар — символ меркурианского воздуха; и египетская богиня-стервятник Мут (имя этой богини записывали иероглифом коршуна, который читался как «мут»). Подобно Деве Марии, Мут зачала от духа (дыхания) ветра. «Вся картина в целом — символ творческого света», — заключает Кроули. В связи с этим примечательно, что гениталии Безумца прикрыты солнечным диском, а прямо над головой крокодила располагается почти незаметный серп луны. Между двумя этими символами мужского и женского начал находятся, по описанию Кроули, «младенцы-близнецы, которые лежат, обнявшись, на средней спирали. Над ними парит образ благословения — три цветка, связанные в один». По крайней мере отчасти эти символы намекают на некоторые аспекты сексуальной алхимии, о которых Кроули предпочитал не высказываться в печати подробно. Так или иначе, мощь и безграничный потенциал процессов размножения вполне соответствуют общей символике «творческого света».

Перевод и составление (с) Анна Блейз, по источникам: 1. Aleister Crowley. The Book of Thoth; 2. Correspondence between Aleister Crowley and Frieda Harris; 3. DuQuette L.M., Understanding Aleister Crowley Thoth Tarot; 4. Regardie I. The Complete Golden Dawn System of Magic; 5. Gareth Knight. A Practical Guide to Qabalistic Symbolism.
Э-э-э... а вот интересно, откуда взялись эти картинки с эскизами? Уже не помню. Будем считать, они у меня просто были с самого начала :)

Tags: Кроули
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment