annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Categories:
  • Mood:

Йольские мальчики

В результате христианизации томте приобрели ряд негативных черт, стали восприниматься как «ложные боги» и ассоциироваться с дьяволом. Так, в XIV веке знаменитая шведская святая Бригитта предостерегала против поклонения tompta gudhi — «богам-томте». В народе стало считаться, что уже одно только присутствие томте в усадьбе ставит под угрозу благополучие души ее обитателей, тем более что домовой, якобы, творит небогоугодные дела и ворует у соседей.

Вот ниссе, ворующий сено, — акварель норвежского художника Гудмунда Стенерсена (Gudmund Stenersen, 1863—1934):




А это томте, крадущий куриные яйца, — иллюстрация шведской художницы Йенни Нистрём (Jenny Nyström, 1854—1946):





В этом более позднем варианте домовой частично отождествился с другим персонажем скандинавских поверий, который известен с XII века и носит имя йоласвейн (исл. Jólasveinn — «йольский мальчик, йольский парень»). С XVII века йольские парни стали считаться сыновьями троллихи Грилы (Grýla) и тролля Леппалуда (Leppalúd, букв. «ужасный»). Леппалуд — третий муж Грилы. Что она сделала с первыми двумя, страшно даже представить. Вот она какая, Грила:









Это семейство живет в горной пещере. За тринадцать дней до Рождества йольские мальчики по очереди — по одному в день — спускаются с гор и крадут непослушных детей (после чего отдают своей матери, а та бросает их в похлебку), а послушных просто пугают, чтобы те вели себя хорошо. Впрочем, сами йоласвейнар не без греха — имена большинства из них отражают свойственные им дурные привычки (в основном довольно забавные).
Вот они в порядке соответствия тринадцати дням до Рождества. (Цветные изображения выполнил современный художник Олафур Петурссон, а монохромные взяты из иллюстраций Трюггви Магнуссона 1932 г. к широко известному в Исландии стихотворению Йоханнеса ур Кётлума о йоласвейнар: http://notendur.centrum.is/sjbokband/joh.html/yulelads00.html)

Stekkjarstaur, «Хромоножка». Он ходит с посохом, потому что у него не гнутся колени. 12 декабря он пробирается в хлев и пьет молоко из-под овец:








Giljagaur, «Тот, кто живет в овраге». Самый веселый и красивый из тринадцати братьев. 13 декабря он забирается в хлев, подкрадывается к ведру с парным молоком, макает в него палец и поедает сливки:








Stúfur, «Коротышка». Очень маленький и робкий, боится даже собственных братьев и едва осмеливается озорничать. 14 декабря он просто тихонько ждет, притаившись в углу кухни, пока хозяйка жарит мясо. Если она отвернется, Коротышка стащит сковороду.








Thvörusleikir, «Тот, кто облизывает ложки». Он высокий и тощий, как веретено. Приходит 15 декабря и ворует длинные деревянные ложки, служащие для помешивания в котле.








Pottasleikir, «Тот, кто вылизывает котлы». Является 16 декабря, ворует немытые котлы и вылизывает из них остатки еды.








Askasleikir, «Тот, кто вылизывает миски». 17 декабря он прячется под кроватью, и если кто-нибудь поставит свою миску на пол, он утащит ее и вылижет дочиста.








Hurdaskellir, «Тот, кто хлопает дверью». Очень шумный товарищ. Является ночью 18 декабря, хлопает дверьми в доме и не дает спокойно выспаться.








Skyrgámur, «Пожиратель сладкого творога» (точнее говоря, скира — сладкого створоженного йогурта). 19 декабря пробирается в кладовую и может слопать все запасы скира.








Bjúgnakrækir, «Похититель сосисок». Приходит 20 декабря и, понятное дело, тащит и пожирает сосиски.








Gluggagægir, «Тот, кто подглядывает в окно». Приходит 21 декабря. Он не такой жадный, как его братья, — просто очень любопытный :) Но если ему приглянется какая-нибудь игрушка, может и стянуть.








Gáttathefur, «Тот, кто вынюхивает под дверью». Йоласвейн с огромным носом. Он является 22 декабря на запах пирогов, которые пекут к Рождеству:








Ketkrókur, «Мясной крюк». Приходит 23 декабря, забирается на крышу и выуживает через трубу куски мяса (мясо в Исландии коптили, подвешивая под потолком, рядом с дымоходом).








Kertasníkir, «Тот, кто выпрашивает свечи». Приходит 24 декабря, ходит по домам и всюду просит подарить ему свечку.








К Рождеству они собираются все вместе:




А затем, начиная с Рождества, йоласвенар возвращаются домой — по одному каждый день. Последний уходит в ночь с 6 на 7 января.
Вот они уже уходят:




…А может быть, наоборот, только приходят:




И вот:




Со временем ужасные йольские мальчики превратились из чудовищных охотников за детьми в обычных проказников. Они даже стали оставлять детям в башмаках маленькие рождественские подарки (правда, только тем, кто хорошо себя вел, — а непослушные дети получают вместо подарка картофелину). А фигурки йоласвейнар служат рождественскими украшениями — вот такими (все в том же порядке):




















































Аналогичная трансформация в XIX веке произошла и с образом домового, о чем подробно — в следующем посте :)
Да, кстати. Мама и папа йольских мальчиков тоже превратились в популярные рождественские игрушки:








И это несмотря на то, что еще в 1746 году в Исландии был принят закон, запрещающий пугать детей троллихой Грилой и йольскими мальчиками :)
Кстати, этой же семейке принадлежит небезызвестный Йольский кот.




Tags: Домовые, Мифы, Тролли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments