annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

  • Mood:

А вот и практическая алхимия...

В 1960-1984 гг. в мормонском штате Юта действовало "Исследовательское общество Парацельса" (ИОП), самым серьезным образом занимавшееся практической лабораторной алхимией. Возглавлял его Брат Альберт (Frater Albertus), он же доктор Альберт Рихард Ридель, а среди учеников был довольно известный физик Джозеф Лисьевски, друг покойного Израэля Регарди. Сейчас Лисьевски исследует проблемы путешествий во времени, а также, по-видимому, продолжает пытаться изготовить гомункула (в начале 80-х у него якобы получились нуммулиты искусственные созданные ракообразные зверьки неопределенного пола биологического вида).
Про гомункула же выясняются ужасные вещи. Маму ему заменяет серая нитевидная масса, кою добывают из дождевой воды, собранной в грозу (Лисьевски опубликовал научную статью о проблемах сбора оной воды в промышленных количествах), а папу - сам алхимик. Поэтому изготовление гомункула есть сугубо мужское Делание.
Но самое ужасное - то, что алхимику, успешно породившему гомункула, предстоит наделить оного смыслом жизни, ибо сам малютка оным от природы не обладает...
Под катом - отрывок из статьи Лисьевски о его обучении в алхимической школе при ИОП, о получении "Растительного Камня" (младшего братца Философского камня, умеющего за считанные часы выделять из любого растения полезные для здоровья Серу, Ртуть и Соль), а также о вышеупомянутом Делании нуммулитов рачков из серой нитевидной массы.

Занятия по алхимии на первом курсе посвящались постижению физической природы и тайных свойств Трех Алхимических Первоначал, как они именуются в древних трактатах по алхимии, — Соли, Серы и Ртути, — и Трех Алхимических Процессов — Сепарации (разделения), Пурификации (очищения) и Когабации (соположения). Далее эти принципы прилагались к самому элементарному из царств природы — растительному. Как пояснял Брат Альберт, именно с приложения алхимических принципов к этому простейшему из природных царств и должен начинаться процесс лабораторной алхимии. Ибо прежде всего необходимо понять, как выделить из растения Соль, Серу и Ртуть обычными химическими способами, а затем воссоединить эти Первоначала посредством трех процессов — сепарации, пурификации и когобации — и сотворить тем самым новое вещество, не относящееся к природной сфере. Только после этого студент может надеяться, что ему удастся применить свои знания о трех первоначалах и трех процессах к наивысшему из трех природных царств — царству минералов, той области экспериментов, в которой можно получить такие субстанции, как Философская Ртуть, Питьевое Золото и сам Философский Камень.
Но одного лишь умения создать из какого-либо растения простую алхимическую тинктуру недостаточно, хотя последняя сама по себе является сильнодействующим лекарством, исцеляющим тело и гармонизирующим психику. Поскольку конечная цель лабораторной алхимии — получение вышеперечисленных знаменитых субстанций, то студенту сперва предписывалось научиться сознательно сочетать в лабораторных условиях три первоначала и три процесса для получения Растительного Камня — «камня», который не только подобен по свойствам достославному Философскому Камню, но на котором, в процессе изготовления, студент обучается в точности тем самым практическим лабораторным операциям и эзотерическим принципам, которые необходимы для получения Summum Bonum — самого Камня Мудрецов. Таким образом, успешно создав Растительный Камень, студент на практике осваивает те самые процедуры и истины, о которых старинные трактаты, повествующие об изготовлении Великого Камня, упоминают лишь косвенно или намеками.
В качестве домашней работы студентам первого курса предписывалось самостоятельно воспроизвести процессы сепарации, пурификации и когобации, продемонстрированные в лабораториях ИОП, и создать для личного пользования набор тинктур, соответствующих семи планетам древности. Для этого выбирали семь растений, соответствующих семи планетам старинной астрологии. Каждое растение подвергали первым двум алхимическим процессам, чтобы выделить из него соль, серу и ртуть. Затем эти алхимические первоначала каждого растения воссоединяли друг с другом посредством когобации. Получалось семь сильнодействующих тинктур, которые далее следовало употреблять внутрь на протяжении года. Благодаря этому физическое тело студента безопасным образом очищалось от грубых элементов и природа его насыщалась каббалистическими свойствами планет. Тем самым ученик подготавливался к более серьезной алхимической работе, которая предстояла ему в последующие шесть лет обучения. Предполагалось также, что каждый ученик начнет в своей домашней лаборатории работу по созданию Растительного Камня. Как предупреждал Брат Альберт, на этот процесс «потребуется по меньшей мере несколько лет. Природа не спешит расставаться со своими тайнами! Равно как не торопятся и те сферы, которые лежат за пределами Природы — и которые в конечном счете помогут вам преуспеть в этом “Малом Делании”» (как традиционно именуется в литературе изготовление Растительного Камня).
Но что насчет этих Трех Алхимических Первоначал? Что они собой представляют? Действительно ли они обладают физической природой и оккультными свойствами? Одинаковы ли они во всех трех царствах природы? И если нет, то в чем состоят различия? И как применять к ним Три Алхимических Процесса? Объем статьи не позволяет ответить на эти вопросы во всех подробностях. Однако недостаток места не помешает вкратце охарактеризовать здесь истинную суть Трех Алхимических Первоначал и Трех Алхимических Процессов. При условии внимательного изучения, эта информация, несмотря на всю свою лаконичность, поможет истинному искателю тайного алхимического знания извлекать в дальнейшем огромную пользу из классических средневековых трактатов и распахнет перед ним врата в царство этого древнего искусства и науки — врата к самостоятельному экспериментальному постижению алхимии.
Как объяснял Брат Альберт студентам Примы, алхимическая «Соль» представляет собой тело растения, животного или минерала. Это то, что остается, когда природную форму подвергают воздействию Огня. «Тело» одинаково для всех трех природных царств. Это вещество, по свойствам и внешнему виду подобное соли, и щелочное (а не кислотное) по химическому составу. Это продукт окончательного упрощения. В процессе очищения состояние Соли изменяется в соответствии с последовательностью трех высших сефирот Древа Жизни. Иначе говоря, она меняет цвет с черного на серый, а затем на белый: переходит от Бины к Хокме, а от нее — к Кетер, где и достигает чистоты. Так происходит не только с Солью растительного царства, но и Солями животного и минерального царств. Достигнув последней стадии белизны, она может выйти из-под власти известных нам физических законов. К примеру, очищенная Соль может в буквальном смысле подняться над рабочей поверхностью, на которой проводится операция очищения, и парить в воздухе. Я лично наблюдал это много раз и имел возможность удостовериться, что этот феномен не имеет никакого отношения к воздушным или термальным потокам, возникающим при нагревании вещества в ходе операции.
Алхимическая «Ртуть» — это эзотерическая Жизнь вещества, с которым ведется работа. В разных природных царствах «сосуды», в которых она помещается, различны. В растительном царстве сосудом Жизни является алкоголь. Его получают непосредственно из обрабатываемого растения методом ферментации (сбраживания) и экстрагируют простой ступенчатой дистилляцией. В животном царстве сосудом Жизни является кровь. В минеральном царстве — алкагест, который выделяют из минерала в несколько этапов. Сначала минерал (например, сурьму) подвергают дигесции (расщеплению) — промежуточной процедуре, входящей в процесс Сепарации. На этом этапе к минералу добавляют растворитель или иное жидкое вещество, способное образовать соединение с алкагестом. В случае сурьмы в дальнейшем используют именно полученное соединение алкагеста с растворителем. В качестве растворителя для сурьмы берется обычный 95%-ый этиловый спирт. Так поступают при изготовлении Незакрепленной Тинктуры Сурьмы. Для того же, чтобы получить Закрепленную Тинктуру Сурьмы, предварительно подготовленную сурьму обрабатывают 6N уксусной кислотой, чтобы «закрепить» содержащуюся в ней Ртуть. Полученный ацетат сурьмы затем экстрагируют, а с помощью этилового спирта из сурьмы выделяют Серу и Ртуть для дальнейшего употребления.
При работе со свинцом, когда предпринимается попытка «Великого Делания», растворитель отделяют от алкагеста после дигесции посредством еще одной Сепарации — серии дистилляций, первая из которых представляет собой простую ступенчатую дистилляцию, а последующие совершаются с помощью особого лабораторного оборудования, которое студент должен спроектировать самостоятельно и заказать для изготовления компетентному стеклодуву.
Алхимическая Сера представляет собой оккультное Сознание исследуемого вещества. Во всех трех царствах природы сосудом ее является масло, то есть физическая субстанция, по вязкости, запаху и внешнему виду подобная маслам. В растениях масло присутствует в очень малых количествах, поэтому его получают посредством обычного химического процесса сухой дистилляции. Как правило, для получения сколько-нибудь заметной порции масла приходится обработать таким способом не один фунт растительного сырья. Серу выделяют до того, как начнется ферментация. В животном царстве Серу получают из мезодермы — зародышевого листка, из которого образуются кровеносная и кроветворная системы животного. В этом случае Сера экстрагируется посредством эфирной сепарации — процесса, который на практике провести легче, чем может показаться исходя из названия. В минеральном царстве Серу получают из алкагеста, потому что она от природы связана с ним. При работе, к примеру, с сурьмой сепарация здесь не особенно трудна, но со свинцом — требует чрезвычайных усилий.
Что касается изготовления Растительного Камня, то есть «Малого Делания», то, выбрав, растение для работы, студент, как было сказано выше, должен прежде всего подвергнуть его сухой дистилляции, чтобы выделить алхимическую Серу (Сознание). Это первая Сепарация. Затем проводится ферментация для получения алкоголя или, точнее, растительного «вина», в котором будет содержаться алхимическая Ртуть — Жизнь растения. Затем это «вино» вновь подвергается Сепарации — серии ступенчатых дистилляций, которая на выходе даст чистый алкоголь данного растения. Получив Серу и Ртуть — в их естественных пропорциях, установленных самой Природой, — студент должен сжечь растительное вещество (теперь именующееся «экскрементами» растения), чтобы свести к основным элементам его грубое тело. Это процесс Очищения. Первый цвет, который вещество приобретает в ходе этого процесса — черный, соответствующий сефире Бина. В данном состоянии черная зола растения именуется Caput Mortem — «Мертвая голова».
После этого черную золу помещают в неглазированную глиняную емкость и подвергают кальцинации (прокаливанию на горелке Фишера в различных температурных режимах), уменьшая тем самым его массу путем отделения существенных частей физической природы от несущественных. Неглазированная емкость используется для того, чтобы зола могла «дышать» в процессе прокаливания. Поток воздуха, поднимающийся снизу под действием огня и проходящий сквозь поры в глиняной емкости, полностью очищает обрабатываемое вещество от элементов, в которых далее не будет необходимости. Это очень важный момент.
В ходе кальцинации черная зола постепенно превратится в темно-серую и, наконец, — примерно через семь дней непрерывного прокаливания — в светло-серую, приобретя цвет, соответствующий сефире Хокма. Пурификацию продолжают далее на протяжении нескольких недель или даже месяцев, круглосуточно, до тех пор, пока вещество не примет вид белого порошка. Это и будет истинная алхимическая Соль данного растения. Ее сущностная Квинтэссенция обладает цветом и оккультными соответствиями сефиры Кетер.
После этого, собственно, начинается Малое Делание как таковое. Необходимо иметь в виду, как неоднократно напоминал на занятиях Брат Альберт, что создание Растительного Камня — это не просто последовательность механических манипуляций наподобие тех, что проводятся в обычной химической лаборатории. Поскольку процесс изготовления этого Камня отражает истинный (а не воображаемый) духовный прогресс ученика, то преуспеть можно лишь при условии, что внутренний рост находится в полной гармонии с внешними, лабораторными процедурами. Именно поэтому на создание Камня порой уходят долгие годы.
Очищенная белая Соль помещается в «живот Пеликана», как в средневековых трактатах именуется реторта, и начинается медленный процесс насыщения ее Ртутью (алкоголем) и Серой (маслом). Серу и Ртуть понемногу, каплю за каплей, добавляют к белой Соли, пока последняя не приобретет окраску Серы и не превратится в полувязкую массу. Эту массу оставляют для Когабации («соположения»), пока по горлу реторты не начнет подниматься дистиллят. Дистиллят, достигший отверстия реторты, собирают и сохраняют в отдельном сосуде. Эта чрезвычайно летучая жидкость именуется «Отточенной Ртутью Камня». Процесс насыщения продолжается несколько месяцев и прекращается лишь тогда, когда полувязкая масса в реторте перестанет принимать Серу и Ртуть. Когда масса сгустится и станет отталкивать Серу и Ртуть, реторту следует взболтать. Тогда масса свернется в сгусток, похожий на камень. После этого можно будет переходить к заключительному этапу насыщения.
К затвердевшей массе в реторте начинают по капле добавлять Отточенную Ртуть Камня, и этот процесс продолжается несколько недель или месяцев. В какой-то момент «камешек» в реторте откажется принимать и эту форму Ртути, более летучую. Об этом будет свидетельствовать появление еще более летучей прозрачной жидкости, которая начнет сгущаться в горле реторты. На этом этапе реторту разбивают, чтобы извлечь камнеподобную массу.
И, наконец, эту массу помещают в глазурованный тигель и подвергают воздействию Огня, постепенно повышая температуру нагревания, пока масса не затвердеет окончательно и не уподобится на вид и на ощупь настоящему камню. Я использовал для этой операции муфельную печь «Blue M» с термопарой для высокоточного измерения и регулировки температуры. Операция началась при температуре 100°С, а завершилась — при 1000°С. В процессе формирования Камня после каждой стадии нагревания его следует вновь насыщать Отточенной Ртутью. Процесс нагревания — последний этап создания Камня.
Готовый Растительный Камень — чисто белый по цвету, чрезвычайно твердый и необыкновенно тяжелый. Для проверки Камня его обвязывают обычной бечевкой, второй конец которой привязывают к карандашу. Затем в большой стеклянный сосуд (например, двухлитровый лабораторный стакан) помещают несколько унций любого сухого растительного сырья и заливают примерно 1,5 литрами простой водопроводной воды. Пропитавшись водой, растительное сырье, естественно, погрузится на дно сосуда. После этого в сосуд опускают камень, подвешенный на бечевке к карандашу, — таким образом, чтобы вода едва-едва покрыла его целиком. Тому, что происходит после этого, официальная наука не находит объяснения.
Через несколько минут (время здесь зависит от степени зрелости камня) тяжелая, пропитавшаяся водой растительная масса всплывет со дна сосуда и соберется вокруг камня. В этом положении она будет оставаться на протяжении нескольких часов, после чего вновь погрузится на дно. Несколько часов спустя всплывет опять, но на сей раз продержится у поверхности всего несколько минут, а затем вновь опустится на дно и больше не поднимется. Однако на поверхности останутся плавать Соль, Сера и Ртуть, выделившиеся из растительного сырья. Эту смесь Ртути, Соли и Серы останется только вычерпать ложкой и принять внутрь — она действует как мощный лекарственный препарат. Коротко говоря, с помощью зрелого Растительного Камня можно за очень краткий период времени выделить Жизнь, Сознание и Тело из любого растительного сырья. После этого камень просто промывают и помещают на хранение до того, как в нем снова возникнет необходимость. В дальнейшем он сохраняет свои свойства в неизменности, не растворяясь ни в воде, ни даже в слабых кислотах.
Следует отметить, что изготовить Растительный Камень можно несколькими способами. Все они подробно обсуждались в ИОП на сессиях последующих курсов. В числе этих способов — изготовление Камня из светло-серых Солей, а также из водорастворимых Солей, которые можно «вымыть» из серой Соли. В конце этой статьи я приведу несколько ссылок для тех, кого интересует процесс Малого Делания.
Что касается меня, то я изготовил четыре камня четырьмя различными способами и продемонстрировал их действие перед Братом Альбертом и моими соучениками на совмещенной сессии Квинты и Сексты в 1979 году. На то, чтобы открыть в самом себе нечто, необходимое для создания этого алхимического продукта, у меня ушло четыре года. Приобретенные в процессе познания и опыт алхимической работы оказались поистине бесценны — как и то, что «поведали» мне сами Растительные Камни, полученные в результате этой работы.
...

Программу занятий для последних двух курсов, Сексты и Септы, Брат Альберт назначал индивидуально, исходя из личных особенностей каждого курса. Одни студенты начинали работу над «Зеленым Львом», другие — над «Философской Ртутью», третьи — приступали к изготовлению «Питьевого Золота». Для меня и моих сокурсников Брат Альберт припас самый «темный», как принято считать, самый таинственный из алхимических методов — «Водяное Делание». Этой темой я очень интересовался и лично обсуждал ее с Братом на предшествующих курсах.
В основе этого Делания лежат теория и практика, описанные в «Золотой цепи Гомера» — манускрипте, который приблизительно в XIV веке был переведен с латыни сначала на французский, а затем на немецкий язык. Английский перевод, которым мы пользовались, был выполнен с первого немецкого издания, вышедшего в Лейпциге в 1723 году. Этот трактат повествует об изготовлении субстанции под названием «Гур», или «Доадамова Земля», — субстанции, которая сама по себе способна породить три природных царства. Иначе говоря, это та самая первоматерия, от которой произошел весь сотворенный мир. Нетрудно себе представить, почему в христианской Европе того времени эта область алхимических экспериментов удостоилась прозвания «самого темного закоулка Природы».
Меня интересовала исключительно возможность порождения животного царства, то есть, для начала, маленьких ракообразных существ, которых, согласно «Золотой цепи Гомера», можно «сотворить» из обычной дождевой воды — основного материала, о котором повествуется в этом трактате. Чем уникальна эта работа, так это указанием, что воду следует собрать во время сильной грозы с мощными электрическими разрядами, после чего необходимо подвергнуть собранную влагу процессу «путрефакции» (химического расщепления). В результате путрефакции образуется Гур, или Доадамова Земля, выпадающая в виде осадка, похожего на сероватые нитки. Затем, подвергая наэлектризованную и «перегнившую» воду серии дистилляций, следует получить «Воду Воздуха, Воду Земли, Воду Воды и Воду Огня». Далее этими «водами» в определенном сочетании насыщают высушенный Гур. В результате этого процесса и образуются вышеупомянутые существа, относящиеся к животному царству. В целом, это своего рода ранний эксперимент из области спонтанного самозарождения жизни. Впрочем, в «Золотой цепи» отмечается, что полученные таким способом существа не относятся ни к одному из известных видов или родов. Для начала работы необходимы около 200 галлонов дождевой воды, собранной в вышеназванных условиях.
Довести до конца эксперименты в этой области в стенах ИОП было невозможно, поскольку путрефакция и дистилляция требовали длительного времени — от полугода до года. Однако работа все же была начата, и первые успехи убедили нас в том, что все описанное в «Золотой цепи» имеет под собой некие основания.
Продолжив Водяное Делание по окончании седьмого курса, я написал две статьи, которые Брат опубликовал в своем журнале «Эссенция: журнал эволюционной мысли в действии». Первая статья называлась «Аналитический метод в приложении к Водяному Деланию: современный подход». Она была напечатана в первом зимнем выпуске журнала за 1980-й год. Речь в ней шла о самых что ни на есть практических, бытовых затруднениях, возникающих при попытке собрать и обработать такой огромный объем дождевой воды. Кроме того, я описал современные методы «повторной электризации» воды и ее эффективной путрефакции и дистилляции, с тем чтобы и другие современные исследователи получили возможность прикоснуться к этой древней области природных тайн. Эти методы разработаны мною самостоятельно, и пригодность их подтверждена на практике.
Еще через два года работы в 3-м выпуске журнала «Эссенция» (лето 1982 года) вышла вторая моя статья — «О сотворении животных». На обложке номера помещалась цветная фотография сочетания Гура с Водой и ракообразного существа, которое было получено в результате процесса, описанного в «Золотой цепи Гомера». В самой статье, сопровождавшейся многочисленными фотографиями, этот процесс описывался в привычных бытовых терминах, с тем чтобы другие исследователи, работавшие в этой области, смогли воспроизвести его самостоятельно. Как и утверждалось в «Золотой цепи», полученные таким способом ракообразные не принадлежат ни к одному из известных видов или родов, что подтвердили зоологи и биологи, пытавшиеся их классифицировать.
Воодушевленный этими успехами, я несколько раз лично беседовал с Братом Альбертом о том, что традиционно считается самой темной областью этого темнейшего из уголков алхимии, а именно — о создании «гомункула». По окончании школы ИОП я сосредоточил на этой цели все свои усилия.
Согласно легенде, гомункул представляет собой миниатюрное подобие человека. Он создается из Соли (т.е. обладает физическим тело), насыщенной Ртутью (т.е. самой Жизнью). Однако Душой (как в алхимии именуется самосознание) он не обладает. Поэтому алхимику предстоит работать с этим существом и наделить его волей и смыслом жизни. Солью для этого Великого Опыта служит Гор, или Доадамова Земля. Эта «Мать-Земля» в данном контексте представляет собой Тело. А Ртуть, или Жизнь, должна исходить от «Отца» — то есть от самого алхимика. Достичь успеха в этой области алхимии может только мужчина-алхимик, ибо он должен оплодотворить Землю-Мать своим семенем. После оплодотворения (как и в случае с обычным человеческим ребенком) начинается период развития и роста. Дальнейшее пусть читатель домыслит — или воспроизведет на опыте — самостоятельно.

Перевод с англ. Анны Блейз.
Оригинал: Joseph C. Lisiewski, Ph.D. The Alchemical Teachings of Frater Albertus and the Paracelsus Research Society. // The Complete Golden Dawn System of Magic (Limited Edition). New Falcon Publications. Tempe, Arizona, U.S.A.
Tags: Золотая Заря
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments