annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Categories:
  • Mood:

качественная апологетика

Очередной фрагмент из Дюкетта, только не о самом Таро Тота, а о его изобретателе. Глава под названием "Пророк и Книга Закона".
Оно и апологетично, и полемично, а куда деваться, но как-то на редкость ясно по мысли и верно по смыслу дела. И к тому же развлекательно, наконец-то ;)

* * *

...Должен признаться, мне стало очень не по себе, когда я начал изучать колоду Тота и узнал, что Кроули считал себя чем-то вроде пророка, а эти карты служат иллюстрированным руководством к его новому духовному учению, причудливому, непонятному и, быть может, опасному. Я читал всякие нехорошие вещи об Алистере Кроули и определенно не желал тратить время на баловство с «темной стороной», подвергая опасности свою бессмертную душу.

Но вскоре я понял: если во всем этом и было что-то темное, то лишь мои собственные страхи, но уж никак не «Книга Закона» и не семьдесят восемь листков картона с отпечатанными на них рисунками, составляющими Таро Тота. Как это часто случается, когда имеешь дело с господином Кроули, все совсем не так, как может показаться на первый взгляд… хотя, с другой стороны, возможно, именно так? Кроули похож на чудаковатого дядюшку, который испытывает ваше терпение или храбрость, прежде чем вознаградить конфеткой. И только потом до вас доходит, что настоящей наградой была вовсе не конфетка, а бесценные дары терпения и храбрости, которые он помог вам развить.

8-го, 9-го и 10-го апреля 1904 года, в номере каирского отеля, Алистер Кроули принял (посредством ченнелинга) текст «Liber Al vel Legis» — «Книги Закона». Это занятная маленькая книжица, состоящая из трех главок, написанных ритмизованной прозой. Обстоятельства, повлекшие за собой получение «Книги Закона», чрезвычайно интересны, но, к сожалению, я не могу уделить им здесь достаточно внимания. Всем, кто желает подробнее изучить эту увлекательную главу духовной карьеры Кроули, я советую прочесть «Равноденствие богов» [1] и любую из нескольких замечательных биографий Кроули, недавно вышедших в свет.





Кроули в 1904-м году



Коротко говоря, Кроули и его жена Роза проводили медовый месяц в Каире. В один прекрасный день Роза неожиданно погрузилась в транс и заявила, что через нее говорят боги Древнего Египта, главным образом Гор. Поначалу Кроули не придал значения этим «посланиям», посчитав их полной чепухой. Но через несколько часов дотошных расспросов он убедился, что Роза не притворяется — для этого ей попросту не хватило бы фактических знаний.




Роза Келли



Он привел ее в музей египетских древностей в Булаке [2] (коллекция ныне хранится в Каирском музее), чтобы она показала, какой именно бог вещает ее устами. Не обратив внимания на более известные изображения Гора, Роза взволнованно указала на простую деревянную стелу периода XXIII—XIV династий. Это была погребальная стела Анх-аф-на-хонсу, выдающегося политического и религиозного деятеля, служившего при дворе нескольких фараонов. И эта Стела Откровения (см. илл.) положила начало серии психодуховных и магических событий, в результате которых Кроули принял и записал «Книгу Закона».




«Делай, что ты желаешь: таков да будет весь Закон» [3]. «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей». Таковы два самых известных девиза из «Книга Закона». Под «законом» здесь понимается закон Телемы (др.-греч. thelema — «воля»).

По существу, идея этой книги проста. Она возвещает о начале Нового Эона, в котором духовные формулы предшествующих эонов будут изменены и согласованы с расширившимся сознанием человечества. В третьем стихе первой главы провозглашается: «Каждый человек — звезда». Так коротко и емко описывается тот фундаментальный сдвиг в нашей самоидентификации, которым ознаменован этот новый период в человеческом развитии. Мы больше не обязаны воспринимать себя как холодные, темные спутники, беспомощно кружащие вокруг «солнца» своей семьи, рода, племени, расы, религии или нации, определяющего нашу «освещенность» и неизменную траекторию нашей жизни.

Отныне основной и самой важной ячейкой общества должен быть признан индивидуум. Теперь человечество может осознать тот спасительный факт, что каждый из нас — звезда, светящая собственным светом и столь же уникальная, как и все ее небесные собратья. Вместо того, чтобы отчаянно пытаться постичь Божью волю, а затем неуклюже пытаться следовать ей, каждый из нас теперь должен осознать, что его собственная воля — при условии, что он правильно ее понимает и исполняет, — уже находится в полном согласии с волей божественной. Иными словами, в эту эпоху священный подвиг заключается в том, чтобы отыскать свой собственный путь, а не в том, чтобы пытаться угадать, чего от нас хочет Бог, и раз за разом надеяться, что мы не ошиблись.

Пожалуй, самая главная особенность «Книги Закона», отличающая ее от всех прочих священных книг, состоит в том, что никому не дозволено истолковывать ее смысл другим людям. Никакие священники, проповедники, политики или философы не имеют права сообщать кому бы то ни было, что означает то или иное речение «Книги Закона». Это эффективно предотвращает зарождение догматов, доктрин и той нетерпимости, что омрачала все «великие» религии прошлого и по сей день продолжает разжигать во всем мире религиозную борьбу.

Трое «божеств» «Книги Закона» — это основные фигуры, изображенные на Стеле Откровения и олицетворяющие абстрактные движущие силы вселенной. Это Нут (Nuit, иногда пишется как «Nu» или «Nuith») — богиня безграничного пространства, персонификация бесконечно огромной вселенной [4]; Хадит (Hadit, иногда пишется как «Had» или «Hadith») — бог в сердце Нут, персонификация бесконечно малой точки [5]; и их сын Ра-Гор-Хут (Ra-Hoor-Khuit, иногда пишется как «Ra-Hoor-Khu-it», «Ra-Hoor-Khu», «Ra Hoor Khut» или «Ra-Hoor-Khut»), на Стеле представленный как бог с головой ястреба, восседающий на троне за алтарем для пожертвований.

Эти трое божеств в прямом смысле слова олицетворяют ключевые понятия проективной геометрии: Нут — окружность, Хадит — центр, а Ра-Гор-Хут — ту трансцендентную «сущность», которая возникает, как только мы признаем, что окружность и центр занимают одно и то же место одновременно. Поскольку Нут есть бесконечная устремленность вовне, а Хадит — бесконечная устремленность внутрь, то оба они в равной мере находятся везде и соединены друг с другом в бесконечном объятии. Это любовное соитие в космических масштабах, а Ра-Гор-Хут — плод этого союза.

В «Книге Закона» встречается несколько весьма любопытных отсылок к отдельным картам Таро, но об этом мы поговорим подробнее во второй части нашей книги.

Возможно, египетские божества и проективная геометрия покажутся вам слишком громоздкими предметами, неуместными в книге о картах Таро. Не исключено, что некоторые из вас почувствуют себя неловко уже от одного упоминания о «богах» и «богинях». Пожалуйста, примите к сведению, что в данном контексте «боги» и «богини» — это отнюдь не духовные сущности, которые могут противоречить вашим религиозным или философским убеждениям или, наоборот, согласоваться с ними. Это просто удобные термины для обозначения естественных — по существу, математических — фактов действительности, занимающих в структуре реальности столь важное место, что целесообразнее всего называть их именно «божествами».

Это все замечательно, однако… Алистер Кроули — и вдруг пророк?! Позвольте! Тот самый Алистер Кроули, который произвел сенсацию в богемных кругах, отломав бронзовую пластинку, прикрепленную (по распоряжению благонравных французских властей) наподобие фигового листка поверх гениталий каменного ангела на могиле Оскара Уайльда? Тот самый Алистер Кроули, который затем нацепил эту пластинку себе на штаны на манер гульфика и заявился в «Кафе Руаяль», чтобы презентовать свой трофей создателю памятника, скульптору Джейкобу Эпштейну? Тот самый Алистер Кроули, который безо всякого стеснения шутил, будто убил и съел двух туземцев-носильщиков при восхождении на Гималаи? [6] Неужто от нас требуют поверить, что этот возмутительный развратник, соблазнявший женщин и мужчин направо и налево, и в самом деле был пророком?




Тут можно разглядеть, что впоследствии благонравные французские власти подошли к делу более радикальным способом :(



В «Книге Закона» совершенно недвусмысленно утверждается, что «Писец» (Алистер Кроули или духовная сущность, известная миру под именем Алистера Кроули) действительно был пророком, избранным духовными силами человеческой эволюции, дабы возвестить миру благую весть о Новом Эоне. У многих из нас слово «пророк» прочно ассоциируется с сектантством. Позвольте заверить вас, что лично я, говоря об Алистере Кроули как о пророке, имею в виду лишь то, что он (как и все шаманы всех времен и народов) был таким человеком, который при определенных условиях мог наблюдать, а затем описывать действие великих незримых сил и событий, определяющих духовное развитие человечества.

Эти силы и события не являются частным достоянием какой-либо отдельной религии или культурного течения. Скорее, это символические выражения некой общечеловеческой точки зрения — точки зрения, которая становится все более и более точной по мере того, как расширяются наши знания о вселенной; точки зрения, которая то смещается постепенно и плавно, то преображается радикально и неожиданно, но, так или иначе, шаг за шагом, претерпевает определенные изменения как неизбежное следствие эволюции нашего сознания.

Откровение (если мы решимся называть его так) Алистера Кроули — это, по существу, и не откровение вовсе, а лишь признание определенных духовных фактов действительности — фактов универсального характера, которые, при желании, каждый из нас может признать и сообщить другим, если в его лексиконе достанет для этого выразительных средств.

Критики Кроули и люди, которые по той или иной причине боятся его, нередко утверждают, что он никоим образом не мог быть пророком просто постольку, поскольку был человеком безнравственным и порочным. У каждого из нас свои представления о том, кого и что следует считать безнравственным и порочным, так что дискутировать на эту тему я отказываюсь. Более конструктивным будет обсудить другой вопрос, а именно: впрямь ли безнравственный и порочный человек по определению не может считаться пророком?

Читая Библию, я наглядно убеждаюсь, что пророкам не было чуждо ничто человеческое и что им тоже, как и каждому из нас, подчас случалось встать не с той ноги. Полюбуйтесь, например, что произошло, когда не с той ноги встал пророк Елисей:

«И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» [7].

Чистая правда, что Кроули подчас бывал столь же мелочен и жесток, как подчас бываем мы все. Чистая правда, что ему нравилось заниматься такими вещами, какие большинству из нас делать не захочется. Однако за всю свою долгую и бесславную жизнь он не совершил ни одного преступления, которое заслуживало хотя бы заключения под стражу. Куда уж ему было до такого поистине дьявольского злодейства, как умертвить сорок два невинных ребенка только за то, что они посмеялись над его прической!

Ну, ладно, скажете вы, так и быть. Все пророки были людьми непредсказуемыми и вели себя возмутительно. Но из этого вовсе не следует, что каждый непредсказуемый человек, ведущий себя возмутительно, — непременно пророк. Обладал ли Кроули какими-нибудь другими качествами, из-за которых провидение не устояло и решило избрать именно его пророком Нового Эона на пороге двадцатого столетия?

С моей точки зрения, и характер, и личность, и даже нахальное эго Алистера Кроули были в целом именно таковы, что он оказался фактически идеальным кандидатом на роль современного пророка.

* Он был страстным и отважным искателем духовных истин, еще в юности принесшим несколько личных обетов, которые обязывали его стремиться к высшему просветлению.
* Он был искусным поэтом, способным мастерски преображать абстрактные понятия в художественные образы.
* Он (как и все его образованные современники) был прекрасно знаком с пантеонами, религиями и мифами Востока и Запада. Из этих познаний он черпал многочисленные имена и образы, понятные представителям многих религий и культур.

И самое главное:
* Он жил именно в то время, когда великим переменам в сознании человечества предстояло вот-вот преобразить до неузнаваемости весь мир.
* Он был достаточно восприимчив, чтобы уловить эти перемены, и достаточно красноречив, чтобы выразить их в словах.
* Ради того, чтобы поведать миру об этих переменах, он был готов претерпеть всеобщее осуждение, насмешки, банкротство, личную трагедию и диффамацию в профессиональной сфере.

Вы можете сколько угодно возражать, что Алистер Кроули был человеком негодным и отвратительным, что все его презирали и считали не на шутку опасным. Но несмотря на все его недостатки, лично для меня совершенно очевидно, что он обладал всеми необходимыми качествами для того, чтобы стать пророком. А пророку не нужно быть совершенным. Пророку не нужно привлекать всеобщую любовь. Пророку не нужно пользоваться популярностью. Пророку не нужно казаться безобидным и кротким. Единственное, что нужно пророку, — узреть видение истины и суметь донести эту истину до людей во что бы то ни стало.


Примечания


[1]. Aleister Crowley. The Equinox of the Gods (London, O.T.O., 1936); The Equinox III (3), исправленные факсимильные издания (Scottsdale, AZ; New Falcon Publications, 1991) и (New York: 93 Publishing, 1992). — Примеч. автора.
[2]. Булак — гавань и один из районов Каира. — Примеч. перев.
[3]. «Do what thou wilt shall be the whole of the Law». В философской системе Алистера Кроули «истинное Желание», или «истинная Воля» (the true Will), человека — глубинная движущая и целеполагающая сила, тождественная подлинному смыслу жизни данного индивидуума и характеризующая его уникальную сущность, но в то же время изначально находящаяся в полной гармонии со Вселенной. Истинная Воля порождается не сознательными намерениями человека, а взаимодействием между глубинным, истинным Я человека и Вселенной в целом. Любые действия, соответствующие истинной Воле, признаются правильными и благими, а противоречащие ей — ошибочными. — Примеч. перев.
[4]. На «Стеле Откровения» Нут, богиня ночного неба, изображена в верхней части; тело ее изогнуто дугой. Как олицетворение бесконечно огромной вселенной она может быть символически представлена в виде окружности вечно расширяющегося круга. — Примеч. автора.
[5]. На «Стеле Откровения» Хадит изображен в виде крылатого солнечного диска под сердцем Нут. Как олицетворение бесконечно малой точки он может быть символически представлен в виде вечносущего центра вечно расширяющегося круга. — Примеч. автора.
[6]. На самом деле никого он не убивал и не ел. Но чтобы оценить его извращенное чувство юмора по достоинству, историю о том, почему он так на себя наговаривал, нужно прочесть целиком (см. The Confessions of Aleister Crowley). — Примеч. автора.
[7]. 4 Цар. 2:23-24. — Примеч. автора.

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003
© Анна Блейз, перевод, 2007
Tags: Дюкетт (Таро), Кроули
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments