annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Category:
  • Mood:

Дюкетт, устройство "Розы и Креста" - 4

Роза и Крест Проявления


Повинуясь импульсу творения, заданному малыми Розой и Крестом Бытия, большая роза также оказывается распятой на большой развертке куба. Для удобства я буду называть эту более крупную фигуру Розой и Крестом Проявления, поскольку в ней раскрываются тайны проявленной вселенной — принципов, энергий и сил (представленных большой 22-лепестковой розой и старшими арканами Таро), распятых на кресте времени, пространства и материи. Тайны эти, как мы вскоре увидим, заключены в Тузах, придворных картах и числовых картах четырех мастей Таро.




Роза и Крест Проявления


Йод-Хе-Вав-Хе и четыре масти


Древнееврейские мистики пришли к выводу, что размышлять о качествах всевышнего (и иметь с ними дело) гораздо проще, если условно разделить его (и, соответственно, все сущее во вселенной, включая и нас с вами) на четыре части. Для этого они выработали концепцию единого Бога, проявляющего свое всемогущество четверояким образом. Этому единому Богу они дали имя, состоящее из четырех букв — יהוה (еврейские буквы Йод, Хе, Вав, Хе, английские — YHVH, обычно произносится как «Яхве»).

Йод-Хе-Вав-Хе — это «Бог» сотворенного мира в самом буквальном смысле слова. В конце концов, сотворенный мир — это всего лишь то, что мы, земные люди, с нашими ограниченными возможностями восприятия, признаем за реальность окружающей нас вселенной. Однако большинство читателей этой книги, скорее всего, догадываются, что абсолютная реальность — это нечто большее, нежели то, что доступно нашим органам чувств. А из этого следует, что помимо сил и качеств, присущих Богу сотворенного мира, — вне этих сил и качеств, за ними и под ними, — скрывается реальность несравненно более великая.

Такому Богу-творцу, который считает себя Богом, но при этом слишком эгоцентричен, чтобы осознать, что и он, в свою очередь, был сотворен чем-то или кем-то большим, древние греки дали особое название. Они назвали его «демиургом». Зевс был демиургом. Одно из имен Зевса — Jove — в записи еврейскими буквами приобретает опасное сходство с Яхве (יהוה). Поскольку демиург точно не знает, откуда он взялся, то, естественно, он испытывает некоторую неуверенность в себе. С него, пожалуй, станется даже провозгласить себя «богом ревнителем» и запретить своим последователям поклоняться другим божествам-конкурентам [1]. Гм-м-м! Впрочем, я немного отвлекся.

По формуле Йод-Хе-Вав-Хе макрокосм подразделяется на четыре мира. В порядке следования сверху вниз это миры Ацилут (архетипический мир, мир прообразов, среда, в которой пребывает сознание верховного божества), Брия (мир творения, мир великих архангельских сил), Йецира (мир формирования, мир ангельских сил, исполняющих конкретные поручения своих начальников-архангелов) и Асия (материальный мир).

По той же формуле Йод-Хе-Вав-Хе на четыре уровня подразделяется микрокосм (и человеческая душа). В порядке следования сверх вниз эти уровни таковы: Хия (жизненная сила), Нешама (божественная душа-интуиция), Руах (разум) и Нефеш (животная душа).

И, наконец, все эти четырехчастные схемы можно метафорически выразить как четыре стихии, или первоэлемента, — огонь, воду, воздух и землю, которые в Таро представлены четырьмя мастями — Жезлами, Кубками, Мечами и Дисками.

Химические элементы, эти строительные кирпичики материи, не имеют к упомянутым первоэлементам никакого отношения. Говоря о первоэлементах, или стихиях, мы просто разделяем все сущее во вселенной на четыре чрезвычайно широкие категории — сугубо в классификационных целях. Все, что существует в достаточной мере, чтобы считаться «чем-то», является по своей природе либо огненным, либо водным, либо воздушным, либо земным и попадает в одну из четырех категорий, представленных буквами имени Йод-Хе-Вав-Хе и четырьмя мастями Таро.

Таблица 2
Четыре масти Таро, соответствующие четырем буквам Божественного Имени Йод-Хе-Вав-Хе и другим четырехчастным классификациям во вселенной


 

Великое Имя

י

ה

ו

ח

Стихия

Огонь

Вода

Воздух

Земля

Каббалистический мир

Ацилут (мир прообразов)

Брия (мир творения)

Йецира (мир формирования)

Асия (материальный мир)

Часть души

Хия (жизненная сила)

Нешама (душа-интуиция)

Руах (разум)

Нефеш (животная душа)

Четыре масти Таро

Жезлы (воля)

Кубки (понимание, сердце)

Мечи (разум, интеллект)

Диски (эмоции, тело)

 




Дух





Четыре масти Таро на Розе и Кресте Проявления
Wands — Жезлы
Cups — Кубки
Swords — Мечи
Disks — Диски


Рассматривая большой крест, мы обратим внимание, что левый рукав его — красный и, соответственно, представляет огненную масть Жезлов, правый рукав — голубой и соответствует водной масти Кубков, верхний рукав — желтый и обозначает воздушную масть Мечей, а нижний — зеленый и символизирует земную масть Дисков. Квадрат же, расположенный непосредственно под большой розой, окрашен в белый цвет и служит символом пятой стихии — духа. Духу не поставлена в соответствие ни одна из мастей, поскольку влиянием духа пронизана вся колода — как, в сущности, и весь сотворенный мир.




Задача стихий в проявленной вселенной — сочетаться друг с другом. Ничто не состоит целиком из одного лишь огня, или одной лишь воды, или воздуха, или земли. Так обстоят дела даже на материальном плане, что нетрудно заметить. К примеру, раскаленная лава, вытекающая из жерла вулкана, имеет огненную природу, поскольку она горяча, водную — ввиду своей текучести и земную — по своему составу, а воздушная ее природа проявляется в том, что она выделяет газы и образует пар. Ссора между любовниками — происшествие огненное и взрывное, но также и водное (вследствие эмоциональности), а к тому же еще и воздушное (поскольку развивается стремительно и подразумевает определенного рода коммуникацию).

Чтобы выстроилась вселенная, требуется некая сила, способная связывать между собой четыре стихии во всех их бесчисленных сочетаниях и пропорциях. Нужно нечто такое, что не позволит стихиям и, соответственно, всей вселенной слипнуться в сплошной гигантский ком однородного месива. Это «нечто» и есть дух, а на языке символов идея его господство над четырьмя стихиями выражается при помощи пентаграммы:




Пентаграмма: господство духа над четырьмя стихиями
Spirit — Дух
Air — Воздух
Water — Вода
Earth — Земля
Fire — Огонь


Тузы и придворные карты


В Таро Туз каждой масти символизирует дух в его чистейшей форме. В каждом Тузе заключены четыре придворные карты соответствующей масти. Если мы рассмотрим Туза под микроскопом, то увидим, что он состоит из четырех компонентов: огненного (Рыцарь [1]), водного (Королева), воздушного (Принц) и земного (Принцесса).




Пентаграмма: Туз и придворные карты
Ace (Spirit) — Туз (Дух)
Prince (Air) — Принц (Воздух)
Queen (Water) — Королева (Вода)
Princess (Earth) — Принцесса (Земля)
Knight (Fire) — Рыцарь (Огонь)






Придворные карты — стихийные аспекты Туза
Ace — Туз
Prince — Принц (воздушный аспект масти)
Queen — Королева (водный аспект масти)
Princess — Принцесса (земной аспект масти)
Knight — Рыцарь (огненный аспект масти)


Таблица 3
Подразделения стихий, соответствующие Тузам и придворным картам

 

 

Туз

(духовный аспект масти)

Рыцарь

(огненный аспект масти)

Королева

(водный аспект масти)

Принц

(воздушный аспект масти)

Принцесса

(земной аспект масти)

ЖЕЗЛЫ

(масть Огня)

Дух Огня

Огонь Огня

Вода Огня

Воздух Огня

Земля Огня

КУБКИ

(масть Воды)

Дух Воды

Огонь Воды

Вода Воды

Воздух Воды

Земля Воды

МЕЧИ

(масть Воздуха)

Дух Воздуха

Огонь Воздуха

Вода Воздуха

Воздух Воздуха

Земля Воздуха

ДИСКИ

(масть Земли)

Дух Земли

Огонь Земли

Вода Земли

Воздух Земли

Земля Земли

 



Четыре пентаграммы, символизирующие Туза и четыре придворные карты каждой масти, помещены на четырех рукавах Розы и Креста Проявления.

Космическая задача стихий — сочетаться и смешиваться между собой, способствуя тем самым процессу творения. Подробнее мы рассмотрим эту тему позднее, когда речь пойдет о Тузах, придворных и числовых картах. На чертеже Герметической Розы и Креста этот процесс смешивания и круговорота стихий отображается в цветах четырех пентаграмм, расположенных на рукавах креста:

* Пентаграмма, обозначающая Туза и придворные карты огня (на левом, красном рукаве) окрашена в зеленый цвет — смесь желтого (воздуха) и голубого (воды).
* Пентаграмма, обозначающая Туза и придворные карты воды (на правом, голубом рукаве) окрашена оранжевый цвет — смесь желтого (воздуха) и красного (огня).
* Пентаграмма, обозначающая Туза и придворные карты воздуха (на верхнем, желтом рукаве) окрашена в пурпурный цвет — смесь красного (огня) и голубого (воды).




Четыре Туза и шестнадцать придворных карт
Ace, Knight, Queen, Prince & Princess of Swords — Туз, Рыцарь, Королева, Принц и Принцесса Мечей
— “ — of Wands — Туз, Рыцарь, Королева, Принц и Принцесса Жезлов
— “ — of Cups — Туз, Рыцарь, Королева, Принц и Принцесса Кубков
— “ — of Disks — Туз, Рыцарь, Королева, Принц и Принцесса Дисков


Но как насчет пентаграммы земли, расположенной на нижней оконечности креста?

В ходе дальнейшего изучения карт Таро вы не раз будете замечать, что со стихией земли дело почти всегда обстоит несколько по-иному, чем с остальными стихиями. Может сложиться впечатление, что земля — это что-то вроде падчерицы в семействе стихий (да простят меня падчерицы). Задумайтесь об этом. Когда начала расцветать Великая Роза, земли среди стихий не было, не так ли? Были только огонь, вода и воздух. А вскоре мы увидим, что Принцессе (земному аспекту в семействе придворных карт) — в отличие от ее отца-Рыцаря, матери-Королевы и брата-Принца — не отведены в управление те или иные тридцать градусов зодиакального круга. Что же получается? Может быть, земля — вовсе не стихия?

Ответ на этот вопрос — одна из самых чудесных тайн Таро и вообще один из важнейших секретов западной герметической традиции. По словам Кроули, «общее правило гласит, что предельная степень Нисхождения в Материю — это команда к восстановлению в правах (redintegration) посредством Духа».

Я понимаю, что это звучит как чванный «кроулианизм», которых я, по правде говоря, стараюсь избегать в этой книге. На протяжении многих лет эта фраза из «Книги Тота» казалась мне бессмысленной. Я принимал слово «redintegration» за опечатку, полагая, что Кроули имел в виду «reintegration» («восстановление целостности»). Но, как выяснилось, «redintegration» — то еще словцо. На самом деле есть такое архаическое слово, означающее возвращение к исходному состоянию. Значение этого слова, равно как и «правило», о котором говорит Кроули в вышеприведенной цитате, несколько прояснятся в главе 11 (в которой речь пойдет о Священном Ангеле-Хранителе) и позднее, когда мы перейдем к рассмотрению отдельных карт. А пока что удовольствуемся такой формулировкой: стихия земли — низшая из низших во вселенной. Именно поэтому она особенно священна и связана особыми узами с наивысшим из высших.

На чертеже Герметической Розы и Креста пентаграмма земли изображена чисто белым цветом, но вся нижняя оконечность креста, на которой она помещается, разделена на четыре части, каждая из которых окрашена в особый цвет. Одна часть — черная, вторая — лимонная (смесь голубого, красного и желтого цветов с преобладанием желтого), третья — оливковая (смесь тех же цветов с преобладанием голубого), а четвертая — красновато-коричневая (все та же смесь, но с преобладанием красного).

Создается впечатление, что чистейший белый свет из микроскопической точки в центре крошечной розы прошел через призму и разделился в Великой Розе на все цвета спектра. Затем все эти цвета стали перемешиваться, порождая все возможные формы творения, и, наконец, словно бы осели под собственной тяжестью на самое дно креста, где превратились в темные, грязные оттенки. Однако пентаграмма, покрывающая их, сияет чистой белизной, как будто провозглашая: «Пусть эта грязь — низшая из низших, однако в ней есть нечто такое, чего нет ни в какой другой части сотворенного мира, кроме наивысшей из высших. А именно — в ней есть абсолютно всё понемножку!»

Примечания переводчика


[1]. Исх. 34:14: «…ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель».
[2]. Рыцарю колоды Таро Тота соответствует Король традиционных колод, Принцу — Рыцарь, а Принцессе — Паж.

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Tags: Дюкетт (Таро), Теория Таро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments