annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Category:
  • Mood:

Дюкетт, устройство "Розы и Креста" - 5

Макрокосмическая гексаграмма


В белом квадрате непосредственно под большой розой изображена гексаграмма с Солнцем в окружении остальных шести «планет» древних. Тот факт, что этот символ макрокосма помещен посреди четырех микрокосмических пентаграмм, повторяет на более высоком уровне символическую идею бракосочетания человеческого и божественного начал, впервые выраженную в союзе малых розы и креста. Те из вас, кто знаком с Малым ритуалом пентаграммы, вспомнят слова: «Ибо вокруг меня пламенеет Пентаграмма, а в столпе стоит Звезда о шести лучах» [1].




Стихийные пентаграммы микрокосма и планетарная гексаграмма макрокосма: союза 5 и 6, символ завершенного великого делания





Полный символ Розы и Креста


Алхимические символы


Наш анализ герметического символа Розы и Креста остался бы неполным, если бы мы обошли вниманием три символа алхимических первоначал — серы, ртути и соли, условные значки которых располагаются на трех лепестках, завершающих каждый рукавов Великого Креста. В отличие от природных элементов — огня, воды, воздуха, земли и духа, — три алхимических элемента представляют собой универсальные качества или принципы, тесно взаимодействующие между собой и находящиеся в глубокой зависимости друг от друга. Кроули пишет:

«Сера — это Активность, Энергия, Желание; Ртуть — Подвижность, Разум, сила Передачи; Соль — сосуд для двух этих форм энергии, но она также обладает собственными качествами, отзывающимися на их влияние» [2]

Обратите внимание, что на разных рукавах Креста символы трех алхимических первоначал расположены в разном порядке. На верхнем и нижнем рукавах центральный лепесток занимает ртуть, что указывает на ее преобладающее влияние на воздух/Мечи и землю/Диски. Символ соли господствует на правом рукаве (вода/Кубки), а символ серы — на левом (огонь/Жезлы).

Боковые лепестки каждого рукава помечены символами менее важных (для каждой данной масти) алхимических первоначал, расположенных в логичном и уравновешенном порядке. Это очень важно, поскольку, когда три эти принципа соединяются вместе и уравновешиваются между собой, они образуют алхимическую субстанцию, известную под названием «vitriol», или «универсальный растворитель». Когда мы перейдем к изучению внутренней динамики Таро, vitriol станет для нас очень важным понятием. Это слово составлено из первых букв латинской фразы «Visita interiora terrae rectificando invenies occultum lapidem» («Посети недра земли, очищением обретешь тайный камень»). В своей интерпретации старших арканов Кроули доходит до прямого отождествления трех из них с тремя алхимическими элементами: Мага — со ртутью, Императрицы — с солью, а Императора — с серой.

Алхимическое значение имеют и некоторые другие арканы. Карта Искусства отождествляется с универсальным растворителем; важные роли в алхимии Таро играют также Влюбленные, Отшельник, Смерть и Дьявол. При изучении этих арканов мы не раз встретим еще один важнейший алхимический символ — Орфическое яйцо. «Это яйцо символизирует сущность всей жизни, подпадающей под формулу мужского и женского» [3].

Три гуны


Поскольку Кроули упоминает в «Книге Тота» такое понятие индийской философии, как раджас, нам на этом этапе придется кратко рассмотреть концепцию трех гун. Три алхимических первоначала почти тождественны трем гунам индийской космологии. Три гуны именуются раджас, саттва и тамас (сера, ртуть и соль соответственно). «Любое качество, которое можно приписать чему бы то ни было, — указывает Кроули, — может быть соотнесено с одной или сразу несколькими из трех гун: Тамас — это тьма, вялость, леность, невежество, смерть и тому подобное; Раджас — энергия, возбуждение, огонь, блеск, неугомонность; Саттва — спокойствие, разум, ясность и равновесие» [4].

Эти три качества присутствуют повсеместно и действуют во всех формах проявленной энергиях (включая и материю, и нас с вами). При этом они постоянно враждуют между собой, и в каждый данный момент времени какая-либо одно из них преобладает над остальными. Однако по закону космического равновесия оно не может оставаться у власти слишком долго, и вскоре ему приходится уступить место под солнцем одному из своих соперников.

Механика этого вечного трехстороннего конфликта — и есть та движущая сила, что вращает великое колесо непрестанно изменяющейся вселенной. Прекрасной иллюстрацией к этому процессу в Таро Тота служит Ату X, Колесо Фортуны, на котором раджас (сера) представлен в образе Сфинкса, саттва (ртуть) — в образе Германубиса, а тамас (соль) — в образе Тифона. Подробнее об этом мы поговорим в разделе, посвященном данной карте.


Листья Розы


Из-под Великой Розы расходятся во все стороны, подобно лучам сияющего нимба, двенадцать листьев — четыре больших листа, каждый из которых обрамлен двумя малыми. На четырех больших листьях размещаются буквы I N R I и астрологические символы Девы, Скорпиона, Солнца и Девы соответственно. На трех из восьми малых листьев расположены буквы L V X, еще на трех — буквы I A O. Оставшиеся два малых листка помечены дополнительной буквой I и крошечным распятием — †. Если честно, я так до сих пор и не нашел удовлетворительного объяснения двум этим добавочным символам, которые действительно кажутся лишними.

Буквы I N R I располагаются на больших листьях в следующем порядке: I — верхний левый лист, N — верхний правый, R — нижний левый, I — нижний правый. Буквы I A O и дополнительная I помещаются на малых листьях, примыкающих к большим справа в том же порядке. Буквы L V X и маленькое распятие — на малых листьях, примыкающих к большим слева в том же порядке. Поскольку герметический символ Розы и Креста служит эмблемой Младших Адептов ордена Золотой Зари и поскольку буквы I N R I, L V X и I A O служат ключами к важнейшим формулам в мистериях этого ордена, в их появлении на этом чертеже нет ничего удивительного.

I N R I может означать массу вещей, от почтенной алхимической аксиомы — «Igne natura renovatur integra» («Огнем природа обновляется в целостности») и до могущественного заклинания, которым я нередко изгоняю назойливых коммивояжеров — «I’m really not interested!» («Меня это совершенно не интересует!»). Христианское предание, однако, сообщает нам, что при распятии Христа Понтий Пилат повелел прибить у него над головой дощечку с надписью на латыни, греческом и еврейском языках: «Иисус из Назарета, Царь Иудеев». Чтобы вместить все эти надписи, табличка должна была быть довольно большой, но художники позднейших эпох довольствовались всего четырьмя буквами I N R I (аббревиатура латинского выражения «Iesus Nazarenus Rex Judaeorum») на маленькой деревянной дощечке, прибитой наискось над головой распятого, истекающего кровью Иисуса. Вот уже по меньшей мере 1400 лет такая дощечка с латинскими буквами I N R I остается неизменным атрибутом всякого достаточно богато украшенного распятия.

Не удовольствовавшись официально утвержденным значением этой аббревиатуры, столь часто фигурирующей на священных изображениях, многие христианские (и не только христианские) мистики тешились еретической мыслью, что в этой популярной символике заложено нечто большее — некий тайный, эзотерический смысл. Рискуя головой, эти духовные преступники расшифровали буквы I N R I таким образом, что они превратились из простого сокращения фразы «Иисус из Назарета, Царь Иудеев» в нечто совершенно иное. Это «нечто иное» представляло собой магическую формулу (и сопутствующие ей знаки), выражавшую самые возвышенные представления этих мистиков о космических тайнах жизни, смерти и воскресения. Коротко говоря, они проделали следующее.

Прежде всего они взяли латинскую аббревиатуру I N R I и записали ее еврейскими буквами ינרי (читается справа налево: Йод, Нун, Реш, Йод). Затем они осмыслили астрологические значения этих еврейских букв и обнаружили, что те излагают (на своем особом астрологическом языке) небезызвестный египетский солярный миф об Исиде (Isis, Йод/Дева), погруженной в скорбь из-за того, что ее злобный родич, известный под именами Сет, Тифон или Апофис (Apophis, Нун/Скорпион), убил ее мужа Осириса (Osiris, Реш/Солнце). В конце концов Исида воскрешает Осириса из мертвых, и весь цикл начинается с начала (с каждым утром и с каждой весной).

Таким образом I N R I превращается в I A O (аббревиатуру имен трех этих персонажей мифа), а IAO — это не что иное, как имя верховного бога гностиков, олицетворяющего магическую формулу жизни, смерти и возрождения. В правильном понимании формула I N R I / I A O объясняет загадку годичного обращения Земли вокруг Солнца и ее суточного вращения вокруг своей оси. Это наивысшая тайна, какую только могли постичь наши предки эпохи Осириса. К ней же сводится и тайное мистериальное знание всех земледельческих цивилизаций эпохи Осириса. Совсем недурно для семи букв (три из которых к тому же одинаковые).

По традиции, Исида, Апофис и Осирис изображаются с особыми жестами, или «знаками»:

В знаке Исиды Скорбящей Исида держит руки, согнув их в локтях, таким образом, что они образуют подобие буквы L.
В знаке Апофиса или Тифона Апофис вскидывает руки над головой, разведя их под прямым углом, таким образом, что они образуют подобие буквы V [5].
В знаке Осириса Убиенного Осирис раскидывает руки в стороны, как будто он распят на кресте.
В знаке Осириса Восставшего Осирис держит руки скрещенными на груди, словно бы начертав букву X на собственном теле [6].

Эти знаки составляют латинское слово L V X, означающее «свет». Вот как разбирается «ключевое слово» I N R I в ходе церемонии:

I N R I
Йод. Нун. Реш. Йод.
Дева, Исида, Могучая Мать.
Скорпион, Апофис, Разрушитель.
Солнце, Осирис Убиенный и Восставший
Исида, Апофис, Осирис
I A O
Знак Осириса Убиенного (служитель совершает знак)
Знак Исиды Скорбящей (служитель совершает знак)
Знак Апофиса и Тифона (служитель совершает знак)
Знак Осириса Восставшего (служитель совершает знак)
(Последние три знака повторяются)
L V X, Lux, Свет Креста

Согласно магической традиции, на материальном плане и в обычном бодрствующем состоянии сознания символы остаются символами, а реальные вещи — реальными вещами. Однако на магическом плане и в визионерском состоянии сознания символы — это реальные вещи, а реальные вещи — символы. Иными словами, если меня посетило видение льва или обезьяны, эти образы всего лишь символизируют некое гораздо более глубокое и абстрактное содержимое моей психики, с которым мне необходимо разобраться. Но внутри самих видений символы — это самые настоящие реальные объекты соответствующего плана. Если, например, я сталкиваюсь в видении с ужасным огненным демоном (символом чего-то, с чем мне необходимо разобраться), то мне достаточно просто защититься каким-либо подходящим символом, например, изгоняющей пентаграммой огня, которая для меня — всего лишь символ власти духа над стихиями, но для демона — совершенно реальная вещь, которой он по всем законам своего бытия вынужден покориться и подчиниться.

Я привел здесь этот элемент магического учения только для того, чтобы вы лучше осознали всю безмерную символическую мощь, заключенную в герметическом символе Розы и Креста. На магическом плане Роза и Крест исполнены потрясающей мощи и огромной жизненной силы. Адепты Золотой Зари, которые носят этот символ в качестве личной эмблемы, владеют поистине величайшим магическим инструментом.

Примечания автора


[1]. Duquette, Magick of Thelema, pp. 60—61.
[2]. The Book of Thoth, p. 18.
[3]. The Book of Thoth, p. 83.
[4]. The Book of Thoth, p. 90.
[5]. По поводу поднятых в форме буквы V двух пальцев — знака победы — Кроули утверждал, что этот жест помог Уинстону Черчиллю противостоять свастике, солярному символу нацистов.
[6]. В Таро Уэйта-Смит и во многих других колодах на карте XX старшего аркана, «Страшный Суд», изображены мужчина, женщина и ребенок, восстающие из могил в Судный день. Женщина при этом стоит в позе знака скорбящей Исиды, ребенок — в позе знака Апофиса и Тифона, а мужчина — в позе знака Осириса Восставшего.

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Tags: Дюкетт (Таро), Теория Таро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments