annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Category:
  • Mood:

Эмили Аугер. Таро и другие колоды для медитации. Три системы организации старших арканов

В числе наиболее известных авторов, использующих юнгианский или архетипический подход к Таро, следует упомянуть Салли Николс, Рэйчел Поллак и Джозефа Кэмпбелла (1904—1987). Все они интерпретируют старшие арканы как изображения различных этапов жизни и эволюции сознания. Николс, автор книги «Юнг и Таро: архетипическое путешествие» (1980), утверждает, что старшие арканы естественным образом разделяются на три яруса, или три ряда, по семь карт в каждом. Эту структуру она описывает как некую сетку координат с вертикальной и горизонтальной осями; для того, чтобы понять взаимосвязи между картами, необходимо принимать во внимание обе эти оси [1]. Первый ряд, начинающийся с Мага, изображает «царство Богов», или основных архетипов; второй ряд — «царство земной реальности и эго-сознания», в котором находит себе место под солнцем герой, восседающий на Колеснице; третий ряд, начинающийся с Дьявола, представляет «царство небесного озарения и самореализации», в котором герой обращается от внешнего мира к внутреннему [2]. <...>

Рэйчел Поллак, как и Николс, организует Таро в смысловую последовательность, выкладывая карты старших арканов в три столбца по семь карт в каждом; Шут при этом располагается вне схемы, а Правосудие — точно в центре (см. Таблицу 1). Карты от первой до седьмой — от Мага до Колесницы — представляют «мирской» ряд, относящийся к внешним общественным формам; карты от восьмой до четырнадцатой — от Силы до Умеренности — соответствуют обращению человека внутрь себя, совершающемуся в среднем возрасте, и символизируют подсознание; последняя же группа карт, от Дьявола до Мира, описывает великое духовное путешествие, или то, что Поллак именует «сверхсознанием» [3]. В своих интерпретациях карт и их взаимосвязей Поллак использует элементы юнгианской психологии, главным образом понятие архетипа. «В наши дни Таро представляется нам своего рода дорогой, — пишет она, — путем, ведущим к личностному развитию через понимание самих себя и жизни в целом. Для некоторых вопрос происхождения Таро остается очень важным, но для других он имеет смысл лишь в связи со значениями, которые приобретали карты с ходом времени» [4].

Таблица 1. Схема развития личности в картах Таро по Рэйчел Поллак (колода Райдера-Уэйта)

 

Сознание

Общество

«Подсознание»

Внутренние поиски

«Сверхсознание»

Духовное осознание

 

VII

Колесница

XIV

Умеренность

XXI

Мир

0

Шут

VI

Влюбленные

XIII

Смерть

XX

Суд

 

V

Иерофант

XII

Повешенный

XIX

Солнце

 

IV

Император

XI

Правосудие

XVIII

Луна

 

III

Императрица

X

Колесо Фортуны

XVII

Звезда

 

II

Верховная Жрица

IX

Отшельник

XVI

Башня

 

I

Маг

VIII

Сила

XV

Дьявол

 

 



Структура Таро, предложенная Кэмпбеллом (1987), как и структуры Николс и Поллак, отражает его убеждение в том, что карты Таро открывают некие истины о духовной жизни (см. таблицу 2). Шут не имеет числового соответствия и, по словам Кэмпбелла, располагается вне последовательности старших арканов, символизируя свободу странствий; первой же картой является Маг, на изображениях неизменно предстающий властелином над символами четырех сословий. Следующие двадцать карт Кэмпбелл располагает «пятью восходящими рядами по четыре карты в каждом, символизирующими этапы некой идеальной жизни, прожитой добродетельно в соответствии с рыцарским кодексом средних веков» [5]. Первый столбец представляет заботы юности, второй — зрелости, третий — старость, а четвертый — чистого духа. Первый ряд, считая снизу, соотносится с социальными аспектами человеческой жизни, второй — с «добродетелями, на которых они основаны». Третий ряд изображает «испытание и переход в высшие, визионерские сферы сознания и самореализации; и здесь образность также подразделяется естественным образом на четыре этапа, составляющие человеческую жизнь» [6]. Четвертый ряд, начинающийся с карты Умеренности, — это «первый из сверхъестественных рядов», а последний, самый высокий ряд, — сфера, в которой «перед нами предстают наивысшие откровения тех духовных сил, отражениями которых на различных ступенях выступали фигуры нижних рядов» [7].

Таблица 2. Схема развития личности в картах Таро по Джозефу Кэмпбеллу (Марсельское Таро)

 

 

Молодость

Зрелость

Старость

Дух

 

 

XVIII

Луна

XIX

Солнце

XX

Суд

XXI

Мир

0

Шут

 

XIV

Умеренность

XV

Дьявол

XVI

Башня

XVII Звезда

 

 

X

Колесо Фортуны

XI

Сила

XII

Повешенный

XIII Смерть

 

 

VI

Влюбленные

VII

Колесница

VIII

Правосудие

IX

Отшельник

 

I

Маг

II

Верховная Жрица

III

Императрица

IV

Император

V

Папа

 

 



Примечания автора


[1]. Sallie Nichols. Jung and Tarot: An Archetypal Journey. York Beach, MA: Samuel Weiser, 1980, p. 17.
[2]. Ibid., p. 16.
[3]. Rachek Pollack. Seventy-Eight Degrees of Wisdom: A Book of Tarot. Part I: The Major Arcana. Wellingborough, Northamptonshire: The Aquarian Press, 1980, p. 23.
[4]. Ibid., p. 19.
[5]. Joseph Campbell, “Symbolism of the Marseilles Deck”. Tarot Revelations, 3rd edition. San Anselmo, SA: Vernal Equinox Press, 1987, p. 11.
[6]. Ibid., p. 15.
[7]. Ibid., p. 18.

© Emily Auger. Tarot and Other Meditation Decks. Jefferson, NC: McFarland & Co, 2004.
© Перевод: Анна Блейз, 2007



PS. Лично мне удобно работать с разделением старших арканов на две части, пополам. Но не так, как предлагает Поллак в другой системе (пары Император-Смерть, Отшельник-Луна и т.д., основанные только на нумерологических соответствиях), а самым прямым образом: Маг(1) - Сила (11), Жрица (2) - Повешенный (12), Императрица (3) - Смерть (13), Император (4) - Умеренность (14), Иерофант (5) - Дьявол (15) и т.д., вплоть до "Колесо Фортуны" - "Вселенная" В таких парах карты действительно оказываются отражениями или тенями друг друга по смыслу: каждая пара представляет два аспекта единой темы. Во многих случаях это отражается на уровне иконографии. Достаточно выложить старшие арканы в два ряда, чтобы это увидеть и оценить аналогии.
Tags: Аугер, Теория Таро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments