annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Category:
  • Mood:

Дюкетт. Цвета в Таро Тота - 1

(Из-за таблиц пришлось растянуть главу на пять постов.)

Глава 10
Миры цвета


«…Бог есть свет…» (1-е Послание Иоанна, 1:5)

Теперь, когда мы знаем кое-что о каббале, о герметическом символе Розы и Креста и о Древе Жизни, можно рассмотреть и один из важнейших аспектов визуальной магии, заключенной в Таро Тота. Одна из самых поразительных особенностей этой колоды — та необычная работа с цветом, которую проделала Фрида Харрис. Хотя, на мой взгляд, всем этим картам присуща своеобразная экзотическая красота, среди них есть несколько таких, на которые я не могу смотреть достаточно долго без отвращения. Возможно, именно такого эффекта и добивалась леди Харрис, работая, к примеру, над Семеркой Кубков (Оргия) или Девяткой Мечей (Жестокость); но все равно очевидно, что в выборе цветов она руководствовалась не эстетическими соображениями, а чем-то другим. Это «что-то другое» — четырехчастная цветовая шкала, разработанная адептами Золотой Зари.


Представьте себе, если угодно, что сознание верховного божества есть чистый свет (само собой, это освященная традицией и повсеместно встречающаяся идея). А теперь представьте, что этот божественный свет проходит через призму и разлагается на выходе на все цвета спектра. Таков один из образов, который используют каббалисты (равно как и физики) для описания процесса творения: чистый свет (божественное сознание) преломляется, замедляется и превращается в частицы энергии, сознания и материи.

Магическая призма, расщепляющая этот первозданный свет, — не что иное, как сам יהוה, Йод-Хе-Вав-Хе, который, в соответствии со своей четырехчастной природой, разделяет свет на четыре частотных диапазона, в конечном счете проявляющиеся как четыре цветовые шкалы. Наивысшая из них — шкала Короля, представляющая самую сущность цвета, его незримое основание. В шкале Королевы цвет проявляется таким, каким его видит глаз, — с подразделением на оттенки, основные и дополнительные цвета и т.д. В шкале Принца совмещаются цвета Короля и Королевы, а шкала Принцессы представляет низший уровень наиболее смешанных и загрязненных цветов.

Теперь представьте себе четыре Древа Жизни, по одному на каждый из четырех каббалистических миров. Свет шкалы Короля наполняет и окрашивает десять сефирот и двадцать два пути Древа Жизни, представляющего наивысший из миров — Ацилут. Свет шкалы Королевы наполняет и окрашивает сефирот и пути следующего мира — мира Брия. Свет шкалы Принца наполняет и окрашивает древо Йециры, мира еще более низкого. И, наконец, свет шкалы Принцессы наполняет и окрашивает Древо Жизни наинизшего из миров — мира Асия.

Итого мы получаем в общей сложности сорок цветов, соответствующих числовым картам и Тузам и девяносто шесть цветов, соответствующих старшим арканам [1]. В приложении Б к «Книге Тота» все эти цвета перечислены и аккуратно сведены в таблицы на четырех страницах [2]. Я, в свою очередь, также привожу варианты таблиц (см. табл. 1 и 2). За некоторыми исключениями [3] эта система основана на Ключевой шкале тридцати двух путей мудрости из трактата «Сефер Йецира» [4]:

* Ключевые числа от 1 до 10 соответствуют десяти сефирот Древа Жизни (в Таро это Туз и девять числовых карт каждой масти);
* Ключевые числа от 11 до 32 соответствуют двадцати двум путям Древа Жизни, соединяющим между собой сефирот. На этих путях помещены двадцать две буквы еврейского алфавита. Разумеется, в Таро это двадцать два старших аркана.
* Арканы Таро пронумерованы от 0 до 21. Не путайте эти номера с Ключевыми числами.

Теперь, когда мы знаем, что Таро Тота теоретически должно включать в себя палитру из ста тридцати шести цветов, можно задаться вопросом: откуда же известно, что это именно такие цвета, а не какие-нибудь другие? Специфические названия некоторых из них имеют совершенно житейское происхождение: они взяты прямиком с этикеток на тюбиках с акварельными красками «Виндзор и Ньютон», которые были популярны среди художников викторианской эпохи и производятся по сей день [5]. Но кто распределил эти цвета по соответствующим ячейкам таблиц именно таким образом? Ответить на этот вопрос, как и на большинство других вопросов, касающихся Таро Тота, непросто, и здесь нам не обойтись без некоторых предположений и допущений.

Примечания


[1]. Два из старших арканов Таро — Эон (огонь) и Вселенная (Сатурн) — служат также представителями стихий духа и земли соответственно. Поэтому вместо 88 (4 х 22) общее число цветов для старших арканов оказывается равным 96 (4 х 24). — Примеч. автора.
[2]. The Book of Thoth, pp. 278—281. — Примеч. автора.
[3]. По поводу того, что «Цадди — не Звезда», см. главу 13. — Примеч. автора.
[4]. Чтобы отобразить двойные соответствия Эона и Вселенной, к Ключевой шкале 1—32 добавлены две дополнительные строки: строка 32b — для соответствия Вселенной (Тав) земле и строка 31b — для соответствия Эона (Шин) духу. — Примеч. автора.
[5]. Необычное употребление заглавных букв в названиях некоторых цветов также восходит к изначальным торговым наименованиям красок. В таблицах и по всему тексту я старался воспроизвести исходное написание. — Примеч. автора.

© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003.
© Перевод: Анна Блейз, 2007.

Tags: Дюкетт (Таро), Теория Таро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments