annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Categories:
  • Mood:

Дурак - часть 3

Об Ату 0 из "Книги Тота" - продолжение

Зевс Арренотелий [1]

Обратившись к образу Зевса, мы сразу же сталкиваемся с преднамеренным смешением мужских и женских атрибутов. Оно прослеживается как в греческой, так и в римской традиции. Дианус и Диана были близнецами и возлюбленными [2]; стоит произнести женское имя, как оно тотчас отождествляется с мужским, и наоборот, как того и требует природная биологическая данность. Но истинную гермафродитическую сущность этого символа в объединенной форме приобретает только Зевс Арренотелий. В связи с данной темой это чрезвычайно важно, поскольку образы этого божества постоянно встречаются в алхимии. Ясно изложить эту идею едва ли возможно: она требует неких способностей ума, пребывающих «выше Бездны»; но указаниями на нее служат все двуглавые орлы, окруженные символами. В конечном счете суть ее, по-видимому такова, что изначальное божество — это одновременно и мужчина, и женщина, в чем, разумеется, и состоит основное положение каббалы; и самое непонятное в позднейшей, выродившейся ветхозаветной традиции [3] — это то, что Тетраграмматон считается в ней мужским, хотя и содержит два женских компонента.





Это, конечно, не Зевс ;), а индийская параллель описываемому образу - Шива-Ардханаришвара, Шива со своей супругой Парвати, совмещенные в едином образе

Зевс стал слишком популярен и, следовательно, оброс слишком большим количеством легенд, но для нашей задачи важен тот факт, что Зевс был прежде всего Владыкой Воздуха [4]. Люди, стремившиеся постичь происхождение Природы, в древнейшие времена пытались найти ее истоки в одной из Стихий. (В истории философии описывается полемика между Анаксимандром [5] и Ксенократом [6], а также учение Эмпедокла [7].) Может быть, создатели системы Таро придерживались убеждения, что первоисточником всего сущего был Воздух. Но, будь это так, то нарушилась бы вся система Таро как мы ее знаем, поскольку в ней первоотцом в последовательности творения выступает Огонь. Воздух же подобен Нулю, примиряющему противоположности.

Действительно, Дианус и Диана олицетворяли воздух, а в санскритских Ведах говорится, что первыми богами были божества бури. Но если божества бури и впрямь возглавляли сотворение Вселенной как мы ее знаем, то бури эти были, несомненно, огненные; и астрономы с этим согласятся. Однако такая теория, очевидным образом, подразумевает, что огонь отождествлялся с воздухом и что они мыслились предшественниками Света, то есть Солнца, предшественниками творческой энергии, то есть фаллоса; то и дело напрашивается мысль, что здесь скрыто некое учение, противоречащее самой разумной из наших теорий — той, в которой изначальное смешение стихий, Тоху-Боху [8], понимается как причина порядка, а не какая-то податливая масса, подчиняемая порядку свыше.

Ни в одной подлинно каббалистической системе воздух в обычном смысле этого слова не признается изначальной стихией, хотя Акаша — это яйцо духа, черное или темно-синее яйцо. Оно напоминает образ Гарпократа [9]. В данном случае под «воздухом» в действительности понимается «дух». Впрочем, как бы то ни было, сам по себе символ совершенно ясен и должен занимать место, ему подобающее.


Дионис Загрей [10]. Вакх Дифий [11]

Двух этих богов удобнее рассматривать как единое божество. Загрей здесь интересен нам лишь как обладатель рогов и постольку, поскольку (в Элевсинских мистериях) утверждается, что он был разорван на части титанами. Однако Афина сберегла его сердце и принесла его отцу Загрея, Зевсу. Матерью Загрея была Деметра; таким образом, он — плод брачного союза Неба и Земли. Это позволяет отождествить его с буквой Вав из Тетраграмматона, однако легенды о его «смерти» описывают посвящение, относящееся к учению о Пожирателе.

Однако в своем традиционном виде данная карта гораздо более отчетливо отражает образ Вакха Дифия, связанного с не столь глубокой формой культа; экстаз, отличающий этого бога, — скорее магический, чем мистический. Для последнего требуется имя «Иакх» [12], матерью Вакха же была Семела, к которой Зевс пришел в облике молнии и тем погубил ее. Но она была уже беременна, и Зевс спас ребенка. До отроческого возраста тот оставался сокрыт в «бедре» (т.е. фаллосе) Зевса. Гера, мстя супругу за измену с Семелой, наслала на мальчика безумие. В этом и заключается непосредственная связь с данной картой.

Предание о Вакхе гласит, прежде всего, что он был Дифий — двуприродный, и эпитет этот указывает не столько на гермафродитизм, сколько на бисексуальность. Его безумие — это и фаза его опьянения, ибо он, в первую очередь, бог вина. Он проходит через Азию в танце, окруженный пестрой свитой, и все его спутники охвачены безумием восторга: они несут жезлы, увенчанные сосновыми шишками и обвитые плющом; они бьют в кимвалы; в некоторых вариантах легенды они вооружены мечами или оплетены змеями. Полубоги леса в его свите сопровождают женщин-менад. Пьяное лицо и вялый лингам Вакха на изображениях связывают его с упоминавшимся выше преданием о крокодиле [13]. Его постоянный спутник — тигр, и на лучших из сохранившихся образцов этой карты тигр или пантера готовится прыгнуть на него сзади, а впереди поджидает крокодил с разинутой пастью. В легенде о его путешествии через Азию говорится, что он ехал верхом на осле, что связывает Вакха с Приапом [14], которого, по преданию, родила от него Афродита. Кроме того, это напоминает о торжественном въезде в Иерусалим в Вербное воскресенье. Любопытно также, что в легенде о рождении Иисуса его Дева-Мать изображается между волом и ослом, а буква Алеф, как мы помним, означает Быка [15].



В культе Вакха участвовал заместитель бога, на роль которого избирали молодого и сильного, но женственного мужчину. В ходе столетий этот культ, естественно, выродился; в его изначальную структуру включились новые компоненты; и, отчасти ввиду оргиастического характера ритуала, идея Дурака оформилась со всей отчетливостью. Его стали изображать в дурацком колпаке, откровенно фаллическом, и в пестром тряпье, напоминающем те разноцветные одежды, что носили Иисус и Иосиф. Символика здесь не только меркурианская, но и зодиакальная: как Иисус с двенадцатью учениками, так и Иосиф с двенадцатью братьями символизируют Солнце среди двенадцати знаков. Алхимическое значение было приписано этому гораздо позднее, в эпоху Возрождения, когда ученые вознамерились во что бы то ни стало найти нечто серьезное и важное в символах, которые на самом деле были довольно легкомысленными.


Бафомет

Вне сомнения, этот таинственный персонаж представляет собой магический образ той же идеи, развитой в столь многочисленных символах. Наиболее наглядно ее соответствия прослеживаются в образах Зевса Арренотелия и Бабалон, а также в необычайно непристойных изображениях Девы-Матери, которые встречаются в числе сохранившихся образцов раннехристианской иконографии. Эта тема весьма подробно рассматривается у Пейна Найта [16], исследующего происхождение данного символа и значение его имени. Фон Хаммер-Пургшталь [17] был совершенно прав, предполагая, что Бафомет являлся вариантом бога-быка или, скорее, бога-быкоубийцы, Митры: имя «Бафомет» следовало бы писать с «р» на конце, ибо это очевидное искажение слов «отец-Митра» [18]. Ассоциации с ослом присутствуют и здесь, поскольку тамплиеры стали почитать Бафомета в образе ослоглавого бога.



Ранних христиан также обвиняли в поклонении ослу или ослоглавому богу, и в этом снова прослеживается связь с диким ослом пустыни, богом Сетом, тождественным Сатурну и Сатане (см. ниже, Ату XV). Он — юг, подобно тому, как Нут — север; для египтян в этих сторонах света располагались соответственно Пустыня и Океан.


Выводы

Рассматривать основные формы, которые принимала идея Дурака, удобнее было по отдельности, однако ничто не мешает и не должно помешать легендам переплетаться и смешиваться между собой. Все эти варианты проявления, даже те, что, на первый взгляд, противоречат друг другу, должны вести к интуитивному постижению данного символа, помогая подняться над чисто интеллектуальным пониманием. В конечном счете, все символы старших арканов относятся к области, лежащей вне и выше разума. И главная задача при изучении этих карт — научиться ясно и последовательно мыслить подобным возвышенным способом.

Такова непременная особенность всех способов Посвящения, как его понимают иерофанты.

В период викторианского материализма, бестолкового и категоричного, науке необходимо было дискредитировать все попытки преодолеть рационалистический подход к действительности; однако впоследствии, благодаря прогрессу самой науки, крайности воссоединились вновь. С самого начала нынешнего столетия прикладная наука механиков и инженеров все более и более нуждалась в том, чтобы обрести теоретическое обоснование в математической физике.

Математика всегда была самой строгой, абстрактной и логичной из наук. Однако уже на сравнительно невысокой ступени школьной математики приходится принимать в расчет мнимое и иррациональное. Вся высшая математика зиждется на иррациональных числах и бесконечных рядах. В наши дни вершиной математической физики стало признание того, что отыскать реальность невозможно ни в одной умопостигаемой идее. Современный ответ на вопрос «Что есть то-то и то-то?» дается через соотнесение с цепью из десяти взаимосвязанных идей, каждую из которого можно определить лишь через остальные. Гностики, без сомнения, называли бы их «цепью десяти эонов». Но ни в коем случае не следует рассматривать эти десять идей как аспекты некой стоящей за ними реальности. Как гипотетическая прямая линия, задававшая координаты для математических расчетов, на поверку оказалась кривой, так и точка, всегда принимавшаяся за прообраз всего сущего, превратилась в кольцо.

Не приходится сомневаться, что профанная наука внешнего мира неуклонно, шаг за шагом, приближается к сакральной мудрости Посвященных.

* * * * *



В рисунке данной карты обобщены все рассмотренные выше основные идеи. Дурак окрашен в золотой цвет воздуха. Он увенчан рогами Диониса Загрея, между которыми поднимается фаллический конус белого света — символ влияния, нисходящего на него от Венца [19]. Дурак помещен на фоне воздуха, зарождающегося из пространства, а поза его — это поза неожиданного прорыва и проявления в этом мире.

Он облачен в зеленое, в согласии с традицией Весны; однако цвет его башмаков — фаллическое золото Солнца.

В правой руке он держит жезл, увенчанный белой пирамидой, — символ Всеотца. В левой руке у него пламенеющая сосновая шишка, имеющая тот же смысл, но более конкретно означающая рост растений, а с левого плеча его свисает гроздь пурпурного винограда. Виноград символизирует плодородие, сладость и корень экстаза. Сам же экстаз представлен в образе виноградной лозы, которая развивается в спираль, окрашенную во все цвета радуги. Это — Форма Вселенной. Здесь заключено указание на Тройственный Покров Небытия, проявляющегося, благодаря вмешательству Дурака, в разделенном свете. На завитках спирали располагаются другие атрибуты этого божества: коршун Маут, голубь Венеры (Исиды или Марии) и плющ, который его последователи почитают как священный. Здесь же бабочка многоцветного воздуха и крылатый шар с двумя переплетенными змеями; с последним символом перекликается и подкрепляет его образ двух младенцев-близнецов, сплетенных в объятии на среднем завитке спирали. Над ними парит благословение трех цветков в одном. К Дураку ластится тигр; под ногами его — Нил, где среди лотосовых стеблей притаился крокодил. Соединяя в себе все многочисленные формы и многоцветные образы этого божества, в центре его фигуры, в средоточии микрокосма, сияет солнце. Вся картина в целом — символ Творческого Света.


Примечания


[1]. Зевс Арренотелий — андрогинная ипостась Зевса, от др.-греч. arrhenothelus — «муже-женский», «двуполый». — Примеч. перев.

[2]. Дж. Фрэзер в «Золотой ветви» (глава 16) выдвигает предположение об изначальном тождестве божественных пар Юпитер/ Юнона и Дианус/Диана (Янус/Яна), указывая, что все имена этих божеств происходят «от одного арийского корня DI со значением «светлый», который встречается и в именах соответствующих греческих божеств — Зевса и его первой супруги Дионы». Ср. также вариант имени Зевса — Дий. — Примеч. перев.

[3]. Варварское племя кочевников нуждалось в грубом и простом божестве-демиурге; сложные и утонченные концепции божества, разработанные оседлыми народами, казались им всего лишь признаками слабости. Обратите внимание, что как только они обрели Землю Обетованную и Храм при Соломоне, последний тотчас же пошел «блудить со многими чужестранными женщинами» и богами [неточная цитата из 3 Цар. 11: 1: «И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин». — Примеч. перев.]. Это разъярило твердолобых пророков и за несколько лет привело к расколу между Иудеей и Израилем, который, в свою очередь, положил начало целой цепи бедствий. — Примеч. А. Кроули.

[4]. В древнейших преданиях три активных стихии распределяются следующим образом: Дис (Плутон) — Огонь, Зевс (Юпитер) — Воздух, Посейдон (Нептун) — Вода. — Примеч. А. Кроули.

[5]. Анаксимандр (ок. 610 — после 547 до н.э.) — древнегреческий философ, считавший первоисточником всего сущего некое божественное начало — бесконечное, «нестареющее» (апейрон) и пребывающее в непрерывном движении. Предполагал, что все живое произошло из морской тины, а первые люди зародились в рыбоподобных существах. — Примеч. перев.

[6]. Ксенократ (396—314 до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Платона, во многом разделявший пифагорейские идеи. Поддерживал утверждение Платона о том, что все в мире складывается из взаимодействия единства и двойственности. — Примеч. перев.

[7]. Эмпедокл из Акраганта (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, развивавший концепцию четырех стихий, которые образуют «корни» всего сущего. Все вещи, по Эмпедоклу, складываются из стихий («как стена сложена из кирпичей и камней»), сочетающихся между собой в различных пропорциях. — Примеч. перев.

[8]. Тоху-Боху — от др.-евр. словосочетания «тоху ва боху», обозначающего беспорядок, хаос. Это выражение употреблено в 2-м стихе 1-й главы Книги Бытия и в русском переводе Библии передано как «[земля же была] безвидна и пуста». — Примеч. перев.

[9]. См. выше, в подразделе «Гор-па-крат». — Примеч. перев.

[10]. Др.-греч. Ζαγρεύς — букв. «великий охотник» или «великий ловчий», одна из ипостасей Диониса. Дионис-Загрей — сын Зевса Критского и Персефоны или Деметры, рогатый бог-младенец, растерзанный титанами, но воскрешенный Деметрой или Реей, матерью богов. — Примеч. перев.

[11]. Др.-греч. δίφυες — «двойной», «обладающий двойным естеством», эпитет Вакха-Диониса как рожденного дважды: сперва — смертной матерью Семелой, а затем — божественным отцом Зевсом. — Примеч. перев.

[12]. Иакх — божество, связанное с Элевсинскими мистериями, впоследствии слившееся с Вакхом-Дионисом. По одним версиям — сын, питомец или супруг Деметры, несущий в себе черты земледельческого божества, по другим — сын Персефоны и Зевса, тождественный Дионису-Загрею. Имя его происходит от экстатического возгласа «иакх!», звучавшего в Элевсинских мистериях. — Примеч. перев.

[13]. У которого «не было средств продолжения рода»; см. выше, в подразделе «Крокодил». — Примеч. перев.

[14]. Осел — один из атрибутов Приапа, а также образ, в котором его почитали в некоторых местностях. — Примеч. перев.

[15]. Англ. Ox — «Бык» или «Вол». — Примеч. перев.

[16]. Ричард Пейн Найт (Knight, 1750—1824) — английский ученый-классик, антиквар и писатель, автор книги «Культ Приапа» (1786) и других исследований. — Примеч. перев.

[17]. Хаммер-Пургшталль, Йозеф, барон фон (Hammer-Purgstall, 1774—1856) — австрийский ученый-ориенталист и дипломат; с 1847 г. президент Австрийской Академии наук; переводчик; автор множества научных трудов по истории и литературе стран Востока. — Примеч. перев.

[18]. Точнее, «сын Митры» («Bapho Mithras»). Среди современных исследователей более распространено мнение, что «Бафомет» — это искаженное «Магомет». Существует также гипотеза, что это имя происходит от арабского abufihamet — «отец мудрости». — Примеч. перев.

[19]. Кетер; см. расположение пути Алеф на Древе Жизни. — Примеч. А. Кроули.


© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Tags: Старшие арканы Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments