annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

  • Mood:

Ату VI. Влюбленные - часть 1

Подборка по аркану "Влюбленные" в трех частях. Первая часть - соответствующий раздел из "Книги Тота", вторая - глава из Дюкетта, третья - приложения из других работ Кроули.

VI. ВЛЮБЛЕННЫЕ (или БРАТЬЯ)




Эта карта и парная к ней — Ату XIV, Искусство, — самые загадочные и сложные из всех Ату. Оба эти символа сами по себе двойные, так что значения их образуют расходящиеся ряды, и вновь собрать данную Карту воедино позволяют лишь множественные бракосочетания, отождествления и некая форма гермафродитизма.

Однако соответствия ее вполне просты. Ату VI связан со знаком Близнецов, которым управляет Меркурий. Еврейская буква этого аркана — Зайин, означающая «Меч»; поэтому карта обрамлена Аркой Мечей, под которой и совершается Королевская Свадьба.



Меч — это, прежде всего, орудие разделения. В интеллектуальной сфере — сфере масти Мечей — он означает анализ. Эта карта в сочетании с Ату XIV составляет всеобъемлющую алхимическую максиму: Solve et coagula [1].

Таким образом, Влюбленные — одна из основополагающих карт в колоде Таро. Это первая карта, на которой появляется более одного персонажа [2]. В своей исходной форме она излагала историю Сотворения Мира.

Приведем описание первоначальной версии этой карты из «Книги 418», представляющее исторический интерес:

«Есть ассирийская легенда о женщине с рыбой [3], а также легенда о Еве и Змее, ибо Каин был сыном Евы от Змея, а не от Адама; и потому, убив брата своего (который был первым убийцей, ибо принес живых существ в жертву своему демону), Каин обрел печать на челе своем, и то была печать Зверя, о котором говорится в Апокалипсисе, и знак Посвящения [4].

Кровопролитие необходимо, так как Бог не слышал детей Евы до тех пор, пока не пролилась кровь [5]. Это внешняя религия; но Каин не говорил с Богом и не имел печати посвящения на челе своем, а потому все люди сторонились его, пока он не пролил кровь. И эта кровь была кровью его брата. Здесь тайна шестого ключа Таро, который следовало бы называть не Влюбленными, а Братьями [6].

В центре этой карты стоит Каин; в правой руке его — Молот Тора [7], которым он убил своего брата, и молот этот влажен от крови убитого. Ладонь его левой руки раскрыта в знак невиновности. По правую руку от Каина — его мать Ева, которую обвивает змей с раздутым капюшоном; по левую руку — женщина, подобная индийской Кали, но гораздо более соблазнительная. Впрочем, я узнаю в ней Лилит. А над головой его — Великий Знак Стрелы, направленный острием вниз, но пронзающий сердце ребенка. Этот Ребенок — еще и Авель [8]. Значение этой части композиции неясно, но правильный рисунок этой карты Таро именно таков; и таково правильное магическое предание, из которого древнееврейские писцы, не прошедшие полного посвящения, позаимствовали свою легенду о Грехопадении и последующих событиях» [9].


Очень важно, что в этом отрывке почти каждая очередная фраза опровергает предыдущую. Это потому, что противодействие всегда равно по силе и противонаправлено действию. В интеллектуальной сфере, где запаздывание во времени невелико, все члены этого уравнения сосуществуют или должны сосуществовать одновременно: стоит возникнуть какой-либо идее, как почти в тот же миг рождается и ее контрадикция. Это необходимо для сохранения равновесия Вселенной. Эта теория разъяснялась в разделе, посвященном Ату I, Фокуснику, но для истолкования данной карты она также чрезвычайно важна.

Ключ к пониманию этой карты — в том, что на ней изображено Сотворение Мира. Иерархи придавали этой тайне необычайно важное значение. Но посвященные, выпускавшие Таро для общего употребления в Эоне Осириса, заменили изначальный рисунок, описанный в «Видении и Голосе» (см. выше), на другой. Они стремились сотворить новую, свою собственную Вселенную; они были отцами Науки. Их методы работы, объединенные под общим названием «алхимия», хранились в тайне от широкой публики. Интересно здесь то, что все достижения современной науки за последние пятьдесят лет дают людям умным и образованным возможность задуматься о такой тенденции, отличающей науку в целом, как возврат к алхимическим целям и (mutatis mutandis [10]) методам.

Соблюдать секретность алхимикам приходилось по причине жестоких церковных гонений. Сколь бы свирепо ни сражались мракобесы между собой, всех их объединяло стремление уничтожить новорожденную Науку, ибо инстинктивно предчувствовали, что та положит конец невежеству и вере, на которых зиждились их богатство и власть.

Тема это карты — Анализ, за которым следует Синтез. Первый вопрос, который задает наука, — «из чего состоят вещи?». Получив ответ на него, она ставит следующий вопрос: «Как изменить их состав, чтобы они приносили больше пользы?» Вся стратегия Таро обобщена в двух этих вопросах.

Фигура в капюшоне, стоящая в центре данной карты, — это одна из ипостасей Отшельника, о котором речь пойдет в Ату IX. Сам же Отшельник — это ипостась бога Меркурия, описанного в Ату I; облачения, скрывающие его тело, словно напоминают, что окончательный смысл всего сущего обретается за пределами проявленности и разума. (Как объяснялось в другом месте, по большому счету возможны только две операции — анализ и синтез.) Он стоит в позе Знака Входящего, словно проецируя вовне таинственные силы творения [11]. Руки его обвиты свитком, обозначающим Слово, в котором заключены и его сущность, и его весть. Но Знак Входящего — это также Знак Благословения и Освящения; таким образом, роль Отшельника на данной карте — совершение Герметического Бракосочетания. За спиной его помещаются фигуры Евы, Лилит и Купидона. Эта символика включена сюда для того, чтобы сохранить до некоторой степени первоначальную форму карты и показать ее происхождение, ее родословную, ее неразрывную связь с прошлым. На колчане Купидона начертано слово «Thelema» — Слово Закона. (См. Liber AL, глава I, стих 39 [12]). Его стрелы — кванты Воли. Таким образом показано, что эта основополагающая формула магической работы — анализ и синтез — продолжает жить в Эонах.

Теперь можно обратиться собственно к Герметической Свадьбе.

Эта часть карты представляет собой упрощенную иллюстрацию к «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца» [13] — шедевру столь обширному и пространному, что процитировать его здесь с пользой для дела нам не удастся. Но суть анализа — это непрестанное раскачивание на качелях противоречивых идей. И данная часть карты — это символ двойственности. Королевскую чету составляют Черный, или Мавританский, Король в золотой короне и Белая Королева — в серебряной. Короля сопровождает Красный Лев, Королеву — Белый Орел.

Это символы мужского и женского начал в Природе; поэтому они, на разных стадиях проявления, но в равной мере олицетворяют Солнце и Луну, Огонь и Воду, Воздух и Землю. В химии они фигурируют как кислоты и щелочи или (на более глубоком уровне) как металлы и неметаллы в самом широком философском смысле этих слов, позволяющем включить водород в первую группу, а кислород — во вторую. На этом плане фигура в капюшоне символизирует многоликий элемент углерод — семя всей органической жизни.

Символика мужского и женского начал развивается в атрибутах жениха и невесты: у Короля — Священное Копье, у Королевы — Святой Грааль. Новобрачные держатся за руки в знак согласия, а их атрибуты поддерживают двое младенцев, поменявшихся местами друг с другом: белый ребенок держит не только Чашу, но и розы, а черный — не только Копье своего отца, но и палицу, аналогичный символ. В самом нижней части карты изображен итог этого Бракосочетания в своем изначальном и пантоморфном виде — крылатое Орфическое яйцо. Это яйцо символизирует сущность всей жизни, подпадающей под формулу мужского и женского. Оно подкрепляет символическое значение Змей, которыми расшито одеяние Короля, и Пчел, украшающих мантию Королевы. Цвет этого яйца — серый, смешанный с белым и черным; таким образом, в нем представлено взаимодействие трех Высших Сефирот Древа Жизни [14]. Змей окрашен в пурпурный цвет — цвет Меркурия по шкале Королевы. Так обозначена сила этого Божества, проявленная в Природе. Крылья же окрашены в малиновый цвет Бины, Великой Матери (по шкале Короля). Таким образом, это яйцо представляет собой полный символ равновесия — необходимого условия для начала Великого Делания. Но последняя тайна остается неразгаданной. Замысел породить жизнь совершенен, но природа этой жизни сокрыта. Она может принять любую возможную форму, но какую именно? Это зависит от того, какие влияния будут сопутствовать процессу созревания.

Крылатая фигура вызывает некоторые затруднения. Традиционное толкование гласит, что это Купидон, но, на первый взгляд, непонятно, какое отношение Купидон имеет к Близнецам. Расположение соответствующего пути на Древе Жизни нисколько не проясняет дела — Близнецы соединяют Бину с Тиферет. Соответственно, возникает вопрос, кто же такой Купидон. Римские божества, как правило, представляют собой более материальные ипостаси греческих; в данном случае соответствующий греческий бог — Эрот. Эрот — сын Афродиты, отцом же его различные легенды называют Ареса, Зевса или Гермеса — то есть Марса, Юпитера или Меркурия. Тот факт, что он фигурирует на этой карте, заставляет предположить, что настоящий его отец — Гермес [15]. В пользу этой версии говорит и то, что его не так-то просто отличить от ребенка-Меркурия: оба они шаловливы, безответственны и проказливы. Но все же образу Эрота присущи особые свойства. Его атрибуты — лук и золотой колчан со стрелами. (Иногда его изображают с факелом.) У него золотые крылья и повязка на глазах. Из этого можно заключить, что он символизирует разумную (но, в то же время, неосознанную) волю души соединиться со всем и вся, как объяснялось при рассмотрении общей формулы применительно к страданию обособленности [16].

В алхимической символике Купидону не придается особого значения. Однако, в известном смысле, он — источник всякого действия, стремление выразить Нуль как Двоицу. С другой точки зрения, его можно рассматривать как интеллектуальный аспект влияния Бины на Тиферет, поскольку (в одной из традиций) эта карта носит название «Дети Голоса, Оракул Могучих Богов». С этой точки зрения, Купидон — символ вдохновения, нисходящего на персонажа в капюшоне, который в таком случае оказывается пророком, вершащим бракосочетание Короля и Королевы. Стрела Купидона символизирует духовный разум, необходимый для алхимических операций, — ибо одной лишь жажды результата для успешного их проведения недостаточно. С другой стороны, стрела — это символ направленности на цель, так что надпись «Thelema», выполненная греческими буквами на колчане, оказывается весьма уместной. Отметим также, что противоположная карта, Стрелец [17], обозначает Лучника, образ которого не фигурирует в Ату XIV ни в какой форме. Две эти карты взаимосвязаны настолько тесно, что для полного истолкования изучать их по отдельности невозможно.


ПРИМЕЧАНИЯ


[1]. «Растворяй и сгущай» (лат.). — Примеч. перев.

[2]. Обезьяна Тота в Ату I — всего лишь тень. — Примеч. А. Кроули.

[3]. Вероятно, имеется в виду богиня Деркето — женская форма Дагона, изображавшаяся, подобно ему, с человеческим лицом и нижней частью тела, как у рыбы. Известны легенды о превращении ее в рыбу. — Примеч. перев.

[4]. Это «Третий Глаз», «Око Шивы», — шишковидная железа, по мнению некоторых анатомов представляющая собой рудиментарный глаз. — Примеч. А. Кроули.

[5]. «Кровавая жертва» обычно считается «черномагической». Но все зависит от того, какую Формулу использует Маг. Убийство любого живого существа, даже совершенное в силу необходимости, было бы предосудительным, если бы не Формула Эволюции. Маг должен церемониальным способом вобрать в собственную Сущность всю карму убитого животного. Встроив ее в органическую структуру более высокого порядка, он тем самым поможет этому животному исполнить его Истинную Волю, заключающуюся в стремлении к более высокой форме жизни. Разумеется, этот метод груб и материален, но для подобных случаев другого метода не существует. Так или иначе, рано или поздно, животное обречено умереть, и самым благоприятным, самым полезным для него исходом будет мгновенный перенос его праны (в ходе магической церемонии) или же основы его праны (посредством обычного поедания [его мяса]) в состав живого организма более высокого порядка. Важно не допустить, чтобы прана его ускользнула. — Примеч. А. Кроули. — См. главу "О кровавой жертве" в части 3 подборки. — Примеч. перев.

[6]. Существует и другое, даже более важное, соответствие этой карты. Лучник — это Отец (Йод из Йод-Хе-Вав-Хе), а Человек — Сын (Вав). Женщины — Исида и Нефтида (Хе и Хе конечная); а все в целом символизирует одну из формул наивысшей Магии, слишком сложную и изощренную, чтобы рассматривать ее в этих простых комментариях. — Примеч. А. Кроули.

[7]. Здесь — оружие в форме свастики. — Примеч. перев.

[8]. В действительности этот Ребенок — Сет, Солнце, Хадит. Кровь Авеля — Семя изображенного здесь Сета. Вспомним, что Abel = Baal [по сумме числовых значений этих имен]. — Примеч. А. Кроули.

[9]. Приведенный отрывок представляет собой начало видения Второго енохианского Эфира из книги Кроули «Видение и Голос» («Книга 418»). — Примеч. перев.

[10]. «С учетом необходимых поправок» (лат.). — Примеч. перев.

[11]. Знак Входящего (Знак Гора, Знак Проекции) — в ордене Золотой Зари: первый знак степени Неофита, символ человека, протянувшего руки вперед в поисках истины, а также символ инволюции и низведения Света в материальный мир. Используется в случаях, когда необходимо мощное воздействие и проекция силы воли. В «Частном введении» к ритуалу Неофита Золотой Зари, повествующем о сотворении мира, содержатся следующие строки: «На Пороге Врат, // Между Вселенной и Бесконечным, // В Знаке Входящего стоял Тот, // Пред ними были возвещены Эоны». — Примеч. перев.

[12]. «Книга Закона», 1:39: «Слово Закона — THELEMA» (др.-греч. thelema — «воля). — Примеч. перев.

[13]. См. Валентин Андреэ. Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459. Пер. с нем. М.: Энигма, 2003. В электронном виде см. http://ariom.ru/forum/p217954.html&sid=74f5539d099d9c6e6aebeca47f4bdd39. — Примеч. перев.

[14]. Кетер соответствует белый цвет, Хокме — серый, Бине — черный. — Примеч. перев.

[15]. Т.к. карта Влюбленных в целом связана с Меркурием — управителем Близнецов. — Примеч. перев.

[16]. См. в части 3 подборки очерк «Любовь» из «Кратких рассуждений об Истине». — Примеч. перев.

[17]. Т.е. карта, связанная со знаком зодиака, который противоположен Близнецам. — Примеч. перев.


© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Tags: Старшие арканы Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments