annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Categories:
  • Mood:

Ату XII, Повешенный - часть 1

Из "Книги Тота"
XII. Повешенный




Эта карта, соответствующая букве Мем, символизирует стихию Воды. Лучше даже сказать, пожалуй, что она символизирует духовную функцию воды в структуре посвятительной церемонии: это крещение, тождественное смерти. В Эоне Осириса эта карта обозначала наивысшую формулу адептата — ввиду того особого значения, которое заключено в позе самого повешенного или утопленника. Ноги его скрещены так, что правая пересекает левую под прямым углом, а руки вытянуты под углом 60° к туловищу, образуя две стороны равностороннего треугольника. Таким образом, фигура в целом представляет собой треугольник, увенчанный крестом, — символ света, нисходящего во тьму и несущего ей искупление. По этой причине руки, ноги и голова Повешенного упираются в зеленые диски (зеленый, цвет Венеры, означает Благодать). Воздух над водой также зеленый, пронизанный лучами белого света Кетер. Вся фигура подвешена на Анхе (еще одно символическое изображение формулы Розы и Креста), а вокруг левой ноги Повешенного обвивается Змей — творец и разрушитель, вершитель всех перемен. (Подробно об этом речь пойдет в описании следующей карты.)



Примечательно, что по мере проявления искупительной силы тьма и плотность последовательно возрастают; но зеленый — это цвет Венеры, цвет надежды, которую дает любовь. Условие продвижения здесь — исполнение формулы Розы и Креста, растворение себя в Возлюбленном. В глубокой смертной тьме начинает пробуждаться змей новой жизни.

Прошедший Эон Осириса имел природу Воздуха, и стихия эта не была антипатична ни Воде, ни Огню; нормой той эпохи было самопожертвование. Но теперь, под началом Огненного владыки нынешнего Эона, стихия Воды — в ее проявлениях ниже Бездны — со всей определенностью враждебна господствующей стихии эпохи, если только речь не идет об истинных противоположностях — о тех, что примиряются в браке. Но пока что речь только об «искуплении» всего падшего, и в этом отношении смысл карты меняется на обратный. В конечном счете, идея самопожертвования оказывается ложной.

«Я дарую немыслимые радости на земле: уверенность, а не веру, при жизни и по смерти; покой несказанный, отдохновение и блаженство; и я не требую взамен никаких жертв» [1].

«Каждый человек — звезда» [2].

Идея самопожертвования ошибочна по сути, что и подтверждают эти отрывки из «Книги Закона».

Впрочем, Вода — стихия Иллюзии; и данный символ можно трактовать как тягостное наследие минувшего Эона: если провести анатомическую параллель, это — духовный аппендикс.

Именно вода и Обитатели Вод погубили Осириса; и Гор-Па-Крату угрожают крокодилы.

Карта эта прекрасна некой странной, древней и уже уходящей в прошлое красотой. Это карта Умирающего Бога, и в современной колоде она — не более чем кенотаф. Она говорит: «Если когда-нибудь опять станет очень плохо, если вновь наступят Темные века, то вот способ, как все исправить». Но если уж возникает нужда в подобном вмешательстве, значит, все и впрямь из рук вон плохо. Свою наиглавнейшую задачу мудрые должны видеть в том, чтобы избавить человечество от непотребства самопожертвования и от напасти целомудрия: веру дóлжно убить уверенностью, а целомудрие — экстазом.

В «Книге Закона» сказано: «Не жалей падших! Я их не знал. Я не для них. Я не утешаю: я ненавижу и утешаемого, и утешителя» [3].

Искупление — плохое слово: оно подразумевает некий долг. Каждая звезда богата безгранично; и единственный верный способ обращения с людьми невежественными — нести им знание об их звездном наследстве. А для этого необходимо держаться так, чтобы ладить с животными и детьми: относиться к ним с безусловным уважением и даже, в известном смысле, благоговением.

* * * * *


Примечание о Предварении Эонов. «Повешенного» изобрели Адепты формулы I.N.R.I. — I.A.O.; в Эоне, предшествовавшем эпохе Осириса, т.е. в Эоне Исиды (Воды) он был «Утопленником». Две опоры виселицы, изображаемые в средневековых колодах, были морским дном и килем Ковчега в партеногенной картине мира и системе взаимодействия с Природой. В том Эоне всякая новая жизнь считалась порождением Матери (или Звездной Богини, Нут), произведенным на свет без участия мужчины, а всякая смерть — возвращением к Ней. Этим и объясняется изначальное соотнесение данного Ату с Водой и звуком М — звуком возвращения к Вечному Безмолвию, как в слове АУМ. Поэтому данная карта особо священна для мистиков, а поза изображенной на ней фигуры — это ритуальная поза в упражнении, именуемом «Сон Силоамский» [4].

* * * * *


Алхимическое значение этой карты настолько чуждо любым догматическим предпосылкам, что его стоит рассмотреть отдельно. С технической точки зрения, оно не зависит ни от каких доктрин: это вопрос сугубо научного свойства. В связи с этим разумно будет прочесть 12-ю главу «Магии [в теории и на практике]».

Данный Ату символизирует принесение в жертву «ребенка мужского пола, отмеченного безупречной невинностью и развитым умом», — слова для этой формулировки подбирались предельно тщательно. Смысл его позы и того факта, что он подвешен на Анхе, аналоге Розы и Креста, рассмотрен выше; в некоторых ранних колодах виселица изображена как столб с перекладиной или ветка Древа и напоминает по форме букву Далет (ד) — Венеру, Любовь [5].

Фоном для фигуры служит решетка, состоящая из малых квадратов и не ограниченная рамками карты; это Скрижали Стихий [6], на которых начертаны имена и печати всех природных энергий. Делание, которое вершит Повешенный, ведет к зачатию Ребенка, на что указывает Змей, пробуждающийся во Тьме разверстой внизу Бездны.

Однако карта в целом — это, прежде всего, символ Воды; Мем — одна из трех великих Материнских Букв, а ее числовое значение — 40, то есть мощь Тетраграмматона, полностью развившаяся в Малкут, символ Вселенной под властью Демиурга [7]. Более того, Вода — наиболее материнская из трех Материнских Букв, поскольку две другие — Шин и Алеф — выражают мужские идеи; а Homo Sapiens по своему происхождению — морское млекопитающее, и его внутриутробное развитие проходит в околоплодных водах. Предание о Ное, Ковчеге и Всемирном потопе — это всего лишь священническая интерпретация подлинных фактов действительности. Именно поэтому в поисках продолжения (в том или ином смысле), продления и, быть может, даже обновления жизни Адепты всегда устремляли взгляд на Воды.

В евангельском предании, в этой повести о Великих Мистериях Копья и Чаши (мистериях бога Иакха, IAO) [8], превосходящих Малые Мистерии (бога Ионы=Ноя и других богов, связанных с буквой N) [9], в которых бог гибнет от меча, дабы голову его могли поднести на Блюде или Диске, говорится: «…но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» [10]. Его Возлюбленный Ученик и Дева-Мать, ожидавшие этого у подножия Креста, или Древа, собирают это Вино в Кубок, или Чашу, каковая Чаша и есть Святой Грааль (Sangraal) Монсальвата, Горы Спасения [11]. Это Таинство достигает зенита в Раке; см. Ату VII [12].

Ученику необходимо вращаться в этом Колесе символики круг за кругом, до тех пор, пока все фигуры не сольются между собой до неразличимости в упоительном танце экстаза; и только тогда он сможет причаститься этому Таинству и завершить для себя — и для всего человечества! — Великое Делание.

Однако пусть он не забывает и о том, что в этих галереях музыки, открытых всем ветрам, заключена и тайна практического свойства, а именно: подлинное изготовление Камня Мудрецов, Лекарства Металлов и Эликсира Жизни!


Примечания


[1]. «Книга Закона», I:58. — Примеч. перев.

[2]. «Книга Закона», I:3. — Примеч. перев.

[3]. «Книга Закона», II:48. — Примеч. перев.

[4]. «Сон Силоамский» — термин, используемый в некоторых оккультных братствах для обозначения управляемого транса. Этой технике был посвящен один из официальных документов А.А., никогда не публиковавшийся и, вероятно, утраченный. Кроме того, сохранился один ритуал Кроули, в котором упоминается «Сон Силоамский» и в одном из пунктов которого оператор должен лечь в позе «Повешенного». Силоамским называлось озеро близ Иерусалима, упоминаемое в Библии; в Евангелии от Иоанна, 9 содержится рассказ о том, как некий слепец, умывшись в этом озере по совету Иисуса, прозрел. Е.П. Блаватская возводит слово «Силоам» к еврейскому корню ShLM, означающему «целостность, совершенство, мир, покой, здоровье», дает следующее определение термину: «Сон Силоамский <…> — название одного из процессов в ходе посвящения, использовавшееся одной из наивысших школ посвященных в Малой Азии, Сирии и Верхнем Египте. Соискатель погружался в глубокий сон, во время которого его духовное “я” получало возможность беседовать с богами, спускаться в Аид или совершать деяния божественно-духовного свойства. Погружаясь в священный сон Силоамский, неофит покидал свое тело, и сознание его погружалось в воды Леты, в заводи тишины, где обретало духовное понимание во всей его полноте. После этого его считали достигшим целостности, совершенным и спасенным, обретшим спокойствие и тишину внутреннего единства. Это священное событие было известно во все времена и среди всех народов под разными именами» («Теософский словарь»). — Примеч. перев.

[5]. Далет - буква Императрицы. -- Примеч. перев.

[6]. Скрижали Стихий — в енохианской магии четыре таблицы, соответствующий четырем стихиям и четырем сторонам света. Каждая Скрижаль содержит 12 строк и 13 столбцов и подразделяется на четыре равных части — так называемых Малых угла, в свою очередь соответствующих четырем стихиям. Квадраты Скрижалей заполнены буквами енохианского алфавита, из которых по определенным правилам составляются различные имена божественных, ангельских и прочих духовных сущностей. — Примеч. перев.

[7]. 40 = 4 х 10. 4 — количество букв Тетраграмматона, а также число сефиры Хесед, символизирующей власть Демиурга; 10 — число сефиры Малкут, проявленной вселенной. 40 — общее количество всех числовых карт колоды Таро: в каждой из четырех мастей — по 10 карт, соответствующих десяти сефирот — от Туза (Кетер) до Десятки (Малкут). — Примеч. перев.

[8]. Иакх — божество, связанное с Элевсинскими мистериями, впоследствии слившееся с Вакхом-Дионисом. По одним версиям — сын, питомец или супруг Деметры, несущий в себе черты земледельческого божества, по другим — сын Персефоны и Зевса, тождественный Дионису-Загрею. Имя его происходит от экстатического возгласа «иакх!», звучавшего в Элевсинских мистериях. IAO — имя верховного бога гностиков, олицетворяющего магическую формулу жизни, смерти и возрождения. Подробнее о том, что здесь названо «Великими Мистериями», см. Ату 0 (Дурак). — Примеч. перев.

[9]. См. подраздел «Крокодил» из описания Ату 0 (http://annablaze.livejournal.com/86207.html), а также Ату XIII (Смерть). — Примеч. перев.

[10]. Ин. 19:34. — Примеч. перев.

[11]. Грааль (gréal) в действительности означает просто «блюдо»: ст.-фр. graal, greal, grasal, вероятно искаженное латинское gradale, в свою очередь происходящее от [др.-греч.] crater — «чаша». — Примеч. А. Кроули.

[12]. http://annablaze.livejournal.com/88839.html. — Примеч. перев.


© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Tags: Старшие арканы Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments