annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

  • Mood:

Ату XIV, Искусство - часть 1

Из "Книги Тота"
XIV. Искусство




Эта карта — завершение и осуществление Ату VI, Близнецов. Она соответствует Стрельцу, который противостоит Близнецам в зодиаке и, следовательно, «иным образом» [1] составляет с ними единое целое. Стрелец — Лучник, и данная карта (в самой простой и древней своей форме) изображает Диану-Охотницу. Диана — это, прежде всего, одна из лунных богинь, хотя римляне во многом принизили заимствованный у греков образ «девственной Артемиды», которая есть также Великая Мать Плодородия, Диана Эфесская, Многогрудая богиня (форма Исиды; см. Ату II и III). Связь между Луной и Охотницей отражена в самой форме лука, а оккультное значение Стрельца — стрела, пронзающая радугу: последние три пути Древа Жизни составляют слово Кешет — «радуга» [2], а Стрелец держит стрелу, пронзающую радугу, поскольку его путь ведет от Луны-Йесод к Солнцу-Тиферет. (Это толкование изложено в сугубо специальных терминах, однако оно необходимо, поскольку в данной карте содержится важная научная формула, которую невозможно выразить на общепонятном языке.)



На карте изображено Свершение Царственного Брака, который был заключен в Ату VI. Черные и белые персонажи слились в единую андрогинную фигуру. Соединились между собой даже Пчелы и Змеи, украшавшие их одежды. Красный Лев стал белым и возрос в размерах и значимости, а Белый Орел, также увеличившись, стал красным. Лев обменял свою красную кровь на белую клейковину Орла. (Понять эти термины смогут только знатоки алхимии.)

Совершенное равновесие и взаимообмен представлены и в самой центральной фигуре: у белой женщины теперь черная голова, у черного короля — белая. Женская голова увенчана золотой короной с серебряным обручем, мужская — серебряной с обручем золотым; но белую голову, ту, что справа, дополняет действием белая рука слева, держащая кубок с белой клейковиной, а черной голове, той, что слева, соответствует черная рука справа, которая держит копье, ставшее факелом, и изливает из себя пылающую кровь. Огонь воспламеняет воду; вода угашает огонь.

Облачение фигуры — зеленое, что символизирует рост растений; это еще одна аллегория алхимиков. В символических представлениях этих отцов науки все «исходные» объекты считались неживыми; трудность с трансмутацией металлов заключалась в том, что металлы в естественном виде были по природе своей сродни испражнениям, ибо не обладали способностью к росту. Первой задачей алхимии было возвести минералы на ступень растительной жизни; верный путь к этой цели, по мнению адептов, состоял в подражании природным процессам. Дистилляцию, к примеру, не следовало проводить путем нагревания содержимого реторты на огне: этот процесс должен был протекать естественным образом, даже если бы на завершение этой части Делания потребовались долгие месяцы. (А на том этапе развития цивилизации эти долгие месяцы имелись в распоряжении пытливых умов.)

Многое из того, что современные люди считают невежеством, воспринимается так лишь потому, что сами они невежественны в том, над чем размышляли люди былых времен. В нижней части этой карты, например, изображены гармонично соединившиеся друг с другом Огонь и Вода. Но это всего лишь грубый символ духовной идеи, которая заключается в исполнении воли несовершенной стихии каждого рода довести свою формулу до совершенства, восприняв равную себе противоположность.

Таким образом, эта стадия великого Делания представляла собой смешение противоположных стихий в котле. Последний здесь изображен золотым, или солнечным, поскольку Солнце есть Отец всей Жизни и (в частности) покровитель дистилляции. Плодовитость Земли зависит от дождя и солнца; облака образуются и проливаются дождем в ходе медленного и плавного процесса при участии воздуха, который, в свою очередь, с алхимической точки зрения, есть плод Бракосочетания Воды и Огня. По этой же причине формула продолжения жизни есть смерть, или гниение [3]. Здесь ее символически представляет образ caput mortuum [4] на стенке котла — ворон на черепе. На языке земледельческих образов это земля под паром.

Такова частная интерпретация этой карты, понятная лишь посвященным девятой степени O.T.O., ибо содержащаяся в ней формула практической магии настолько важна, что обнародовать ее невозможно.

Как результат совершённой операции над котлом поднимается столп света, превращающийся в две радуги; они образуют плащ андрогинной фигуры. В центре — устремленная вверх стрела. Эти образы связаны с вышеописанной общей символикой карты — с одухотворением результата Великого Делания.

Кроме того, радуга — символ другой стадии алхимического процесса. На определенном этапе, в результате операции гниения, наблюдается феномен разноцветного свечения. (Этому явлению соответствуют «разноцветные одежды», которые, согласно древним преданиям, носили Иосиф и Иисус. См. также Ату 0 — пестрый наряд Зеленого человека, Сновидца-Искупителя.)

Подводя итоги, скажем, что карта в целом изображает тайное содержимое Яйца, описанного в Ату VI. Это та же самая формула, но на более развитой стадии. Первоначальная двойственность полностью снята; однако за рождением следует рост, за ростом — наступление зрелости, а за наступлением зрелости — гниение.

Таким образом, эта карта предвосхищает последнюю ступень Великого Делания. За спиной андрогинной фигуры, окаймленной свечением двух радуг, образующих ее плащ, сияет ореол с надписью «VISITA INTERIORA TERRAE RECTIFICANDO INVENIES OCCULTUM LAPIDEM» — «Посети недра земли: очищением обретешь тайный камень». Первые буквы слов этой фразы составляют слово V.I.T.R.I.O.L. — Универсальный Растворитель, речь о котором пойдет позднее. (Его числовое соответствие — 726=6х112=33х22.)

Этот «сокровенный камень» именуют также Универсальным Лекарством. Иногда его описывают как камень, иногда — как порошок, иногда — как тинктуру. Он опять-таки подразделяется на две формы — золотую и серебряную, красную и белую; но сущность его остается неизменной и природу его нельзя постичь иначе, как на опыте. Понять алхимиков так трудно из-за того, что они работали с веществами на грани «материи». Области исследования современной химии и физики они охарактеризовали бы как изучение мертвых вещей, ибо подлинное различие между вещами живыми и мертвыми заключается, прежде всего, в их поведении.

Начальные буквы слов приведенного выше алхимического девиза образуют слово vitriol. Оно не имеет никакого отношения к сульфатам водорода, железа или меди, как можно было бы предположить на основе современного словоупотребления [5]. Так именуется уравновешенное сочетание трех алхимических первоначал — Серы, Ртути и Соли. Эти названия также не имеют никакого отношения к веществам, которые обозначают соответствующими словами профаны; описания их приведены в Ату III и IV.

Совет «посети недра земли» представляет собой повторение (на более высоком уровне) первой формулы Делания, к которой мы вновь и вновь обращаемся в этих заметках. Важнейшее слово этого предписания — его центральное слово «RECTIFICANDO», подразумевающее наставление новорожденного живого вещества на путь Истинной Воли. Предназначение Камня Философов, Универсального Лекарства, — служить талисманом для любой ситуации, быть абсолютно гибким и абсолютно жестким сосудом Истинной Воли алхимиков. Его задача — оплодотворить и явить в Жизнь Орфическое Яйцо.

Стрела (как на этой карте, так и в Ату VI) — исключительно важный символ. В сущности, Стрела — это самый простой и ясный графический знак Ртути, поскольку она символизирует направленную Волю. Дабы подчеркнуть это, приведем выдержку из «Видения и Голоса», относящуюся к 5-му Эфиру, LIT. (См. Приложение.)


Примечания


[1]. Аллюзия на каббалистическое изречение «Кетер пребывает в Малкут, Малкут же пребывает в Кетер, но иным образом». — Примеч. перев.

[2]. Это три пути, ведущие в Малкут: Коф — 29-й путь, соединяющий Нецах и Малкут, Шин — 31-й путь, соединяющий Ход и Малкут и Тав — 32-й путь, соединяющий Йесод и Малкут. Буквы Коф, Шин и Тав составляют слово «Кешет». В материалах ордена Золотой Зари значение этого термина разъясняется следующим образом: «Лук Кешет есть Радуга Завета, раскинувшаяся над землей: имя ее образовано буквами Путей, восходящих от сефиры Малкут. Поскольку приблизиться к мудрости Адепта [т.е. к сефире Тиферет, соответствующей степени Младшего Адепта, 5=6] можно лишь Путем Самех [25-м путем, соединяющим Йесод и Тиферет и соответствующим Ату XIV], не уклоняясь ни в правую сторону, ни в левую — к обители зла и грозных символов Смерти [24-й путь Нун, соединяющий Нецах и Тиферет] и Дьявола [26-й путь Айн, соединяющий Ход и Тиферет], то прежде, чем ступить на Путь Стрелы [25-й путь Самех], Философ [титул степени 4=7, предшествующей Младшему Адепту] должен познать Лук в безупречном совершенстве. Лук же окрашен в цвет блистающий и совершенный, разложение коего на части и сложение этих частей дают другие цвета той же шкалы». «До тех пор, пока мы пребываем среди обыденной жизни царства Малкут, зрение остается достаточно ясным, ибо здесь все лучи разделены и упорядочены. Но когда мы по собственной воле покидаем уровень мертвой материи и восходим по пути Тав на уровень Йесод, наше восприятие затуманивается. Здесь нам открывается все многообразие отражающихся и переплетающихся между собой цветных лучей Кешет — раскинувшейся над землей многоцветной радуги. Поэтому здесь возникает необходимость в руководстве, позволяющем избежать путаницы и ошибок. Однако этот уровень тоже необходимо оставить позади — чтобы подняться еще выше. Миновав Йесод, вы вступаете на путь Самех — путь прямой и тесный, ведущий к подлинно духовным областям восприятия». — Примеч. перев.

[3]. Лат. putrefaction, один из алхимических процессов. — Примеч. перев.

[4]. «Мертвая голова» (лат.). — Примеч. перев.

[5]. Лат. vitriol — букв. «купорос». — Примеч. перев.


© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Tags: Старшие арканы Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments