annablaze (annablaze) wrote,
annablaze
annablaze

Categories:
  • Mood:

Ату XVII, Звезда - часть 2

Приложения
Из книги «Закон для всех»
Комментарии к заключительной части Книги Закона


I:58. Я дарую немыслимые радости на земле: уверенность, а не веру, при жизни и по смерти; покой несказанный, отдохновение и блаженство; и я не требую взамен никаких жертв.

Старый комментарий

Таково милосердие нашей Владычицы Звезд.

Новый комментарий

Основные из этих радостей — 1) Блаженное Видение, в котором восприемнику Ее милости непрерывно открывается Красота вкупе с безмятежной и невыразимой радостью; 2) Видение Чуда, в котором непрерывному постижению Тайны Вселенной сопутствует восторг перед ее Изощренностью и Мудростью. Первая относится к Тиферет, степени [Младшего] Адепта, вторая — к Бине, степени Мастера Храма.

Уверенность в том, что касается смерти, проистекает из Магической Памяти и различных мистических переживаний, без которых невозможно постичь Жизнь.

«Покой несказанный» даруется через Транс, в котором уничтожается Материя; «отдохновение» — через Транс, в котором окончательно уравновешивается Движение. «Блаженство» же обретается в Трансе, сочетающем в себе оба эти достижения.

«И я не требую взамен никаких жертв»: ритуалом поклонения служит самадхи. Также см. далее, стих 61.



I:59. Благовоние мое из смолистых деревьев и камедей; и крови в нем нет; ибо мои власы — деревья Вечности.

Старый комментарий

«Ибо… » и т.д.: Эта мистическая фраза, вне всякого сомнения, относится к какому-то конкретному духовному опыту, связанному с Познанием Нут.

Новый комментарий

По-видимому, Владычица Наша говорит о Своих волосах как «деревьях Вечности» в связи тем, что Космос имеет древовидную структуру. Последняя наблюдалась в ходе видения «Звездной Губки». Поясню, что я имею в виду, приведя достаточно подробное описание этого видения.

Видение «Звездной Губки»


Это весьма своеобразное видение сыграло важнейшую роль в моей внутренней жизни, и я очень часто упоминаю о нем в своих магических дневниках. Насколько мне известно, до сих пор ничего подобного нигде не описывалось, и сам я, пересматривая свои заметки, с удивлением обнаружил, что до сих пор так нигде и не описал его достаточно четко и внятно. По-видимому, оно настолько глубоко вошло в мою плоть и кровь, что все это время я бессознательно предполагал, будто оно общеизвестно, — точно так же, как всем известно, что у человека два легких, и потому никто не упоминает об этом прямо, хотя достаточно часто подразумевают как данность.

Теперь я понимаю, что необходимо описать это видение со всей возможной аккуратностью, насколько мне вообще удастся облечь его в слова и справиться с заключенными в нем логическими противоречиями, неизбежными ввиду того, что явление это наблюдалось в состоянии сознания, отличном от обыденного.

Видение развивалось постепенно. Оно возвращалось так много раз, что я не могу даже сказать, на каком этапе оно обрело законченность. Однако первый раз я запомнил достаточно ясно.

Произошло это во время моего затворничества, в доме на берегу озера Паскани в Нью-Гемпшире. Я перестал осознавать что бы то ни было, кроме вселенского пространства, в котором светились бесчисленные яркие точки; и я понял, что это физический образ Вселенной, представленной в ее, так сказать, базовой структуре. Я воскликнул: «Пустота, и в ней огоньки!..». Сосредоточившись на этом видении, я добился того, что пустое пространство, прежде преобладавшее в нем, утратило первоначальную значимость; пустота сменилась сиянием, но светящиеся точки так и не затерялись в нем, и поэтому я закончил фразу восклицанием: «…но какие

На следующем этапе видения эти сверкающие точки отождествились с небесными звездами, с идеями, душами и т.д. Кроме того, я постиг, что каждая звезда соединяется лучом света с каждой из прочих звезд. В мире идея каждая мысль неизбежным образом связана со всеми прочими мыслями; каждая такая связь — это, разумеется, тоже мысль; каждый луч — сам по себе звезда. Созерцатель видения воспринимает эти бесконечные ряды непосредственно. Рассуждая логически, ему должно казаться, что все пространство заполнено однородным ослепительным сиянием. Но на деле все обстоит иначе. Пространство действительно заполнено сплошь; но каждая из заполняющих его монад совершенно самостоятельна. Простой читатель на этом месте может воскликнуть, что выступать с подобными заявлениями способен только помешанный. Однако это будет слишком поверхностный взгляд на проблему. Здесь я могу лишь сослаться на «Введение в математическую философию» Бертрана Рассела, где тщательно обосновывается как вышеприведенное положение, так и некоторые из последующих. В то время я еще не читал этой книги, а когда прочел, то усмотрел в ней поразительное подтверждение ценности мистического опыта: оказалось, что посредством его разум, владеющий лишь самыми элементарными познаниями в математике, как и было в моем случае, может мгновенно осознать некоторые глубочайшие и важнейшие математические истины и овладеть новым способом мышления, совершенно чуждым обычному уму, — редким даром, доступным лишь величайшим из мыслителей.

В ходе дальнейшего развития видения я осознал, что вселенной присуща высокоорганизованная структура, что некоторые звезды в ней превосходят остальные величиной и яркостью. Я начал искать сравнения, которые помогли бы мне объяснить увиденное. Несколько подобных попыток описаны ниже в настоящем комментарии. Здесь опять-таки обнаруживаются определенные аналогии с некоторыми свойствами бесконечных рядов. Пусть читатель не удивляется, столкнувшись с идеей числа, которое невозможно увеличить посредством сложения или умножения, с идеей ряда бесконечных рядов, каждый из которых вдвое длиннее предшествующего, и так далее. Это отнюдь не какая-нибудь «мистическая околесица». Как показывает Рассел, истины такого уровня куда менее сомнительны, чем самые общепринятые аксиомы (тем более что многие из аксиом, привычных уму среднего человека, в действительности неверны). Но для того, чтобы оценить эти истины по достоинству, нужно приучиться мыслить особым способом, на первый взгляд не совместимым со здравым смыслом.

Здесь я позволю себе ненадолго отвлечься, чтобы продемонстрировать, как это видение помогло мне непосредственно постичь механику некоторых явлений, при упоминании которых прежде приходилось лишь разводить руками и утверждать, что это непостижимо.

Пример №1. Я начал осознавать собственные процессы мышления; я воспринял свое сознание как Главнокомандующего некой армии. В этой армии был штаб, укомплектованный специалистами по различным чрезвычайным вопросам. Был разведывательная служба, поставляющая мне информацию об окружающей среде. Был военный совет, определявший относительную важность предоставленных данных. Достаточно было лишь немного напрячь воображение, чтобы воочию увидеть дебаты, разворачивающиеся на этом совете, — к примеру, представить себе, как кто-нибудь выдвигает предложение, превосходное с тактической точки зрения, но начальник штаба налагает на него вето. Еще один шаг, и я мог бы начать разыгрывать всю эту сцену в лицах. И тут меня осенило, что в этом-то и заключается разгадка «раздвоения личности»: попросту говоря, человек естественным образом олицетворяет «персонажей» внутреннего конфликта, подобно тому, как дикарь одушевляет деревья и скалы, приписывая им сознание.

Пример №2. В бытность мою на Монтауке [1] я как-то вынес спальный мешок просушиться на солнце. Потом я вышел забрать его и обратился к нему в шутку: «Ну, мастер Мешок, пора баиньки», — как будто он маленький мальчик, а я его няня. Это было чистой воды дурачество, но внезапно у меня мелькнула мысль: а ведь в каком-то смысле этот мешок — и в самом деле часть меня! Две идеи щелкнули и соединились как влитые: я понял, каким образом человек может сойти с ума и возомнить себя чайником.

По этим двум примерам читатель может составить некоторое представление о том, как мистический опыт помогает осознать различные механизмы человеческого мышления.

На следующем этапе видения на первый план вышло тождество между Вселенной и умом. Я стал искать более глубокие аналогии. Меня преследовало странное ощущение, что искомое лежит на поверхности, что оно совершенно очевидно и хорошо мне знакомо. И наконец меня словно громом поразило: да это же нервная система! «Ум — это нервная система!» — вскричал я с воодушевлением, достойным самого Архимеда. До меня не сразу дошло, что мое великое открытие — сущая банальность.

Я посмеялся над своей наивностью, но вскоре пришел к другому открытию: я вдруг понял, почему именно банальности кажутся нам такими убогими. Причина в том, что всякая банальность — это итог некой цепочки рассуждений, которая в свое время была безупречна во всех отношениях. Банальность подобна жене через несколько лет после свадьбы: она не утратила своих прелестей ни на йоту, однако муж почему-то отворачивается от нее ради какой-нибудь совершенно никчемной девицы.

Я обнаружил, что могу прослеживать цепочки мыслей, в конечном счете приводящих к рождению той или иной банальности. Для начала я брал несколько несложных идей и начинал развивать их. Каждый шаг на этом пути вызывал во мне восторг орленка, что воспаряет все выше и выше в лучах рассвета, вскипающего над пурпурной каймой океанской ризы; затем многоцветье этих розовых, золотых, зеленых лучей сливалось воедино и растворялось в пламенеющем солнечном шаре; и в немыслимом экстазе, сотрясающем до основания всю душу, я вдруг постигал, что эта сфера пылающего света — всего лишь прописная истина, общепризнанная, не внушающая ни малейших сомнений и не вызывающая ничего, кроме унылого безразличия, ибо все ее поняли давным-давно и приняли как естественный и необходимый элемент мироустройства. Поначалу тот факт, что последовательность блистательных умозаключений может увенчаться такой прописной истиной, потрясал меня и вызывал отвращение. Но вскоре я понял, что таким образом я повторяю на собственном опыте триумфальное восхождение человечества — переживаю в собственной душе череду его крылатых побед, скрепленных в конце концов мирным договором, пункты которого можно подытожить, например, в такой избитой фразе, как «красота зависит от формы».

Вдаваться подробнее в анализ видения Звездной Губки было бы бессмысленно — хотя бы потому, что разнообразным выводам и следствиям из него несть числа. Достаточно повторить, что на протяжении последних пяти лет оно составляло основу большей части моей работы, и напомнить читателю, что в своей чистейшей форме оно было явлено как «Пустота, и в ней огоньки» […] [2].


I:61. Но нет ничего прекраснее, чем любить меня: если под ночными звездами в пустыне ты зажжешь благовония мои предо мною, призывая меня с чистым сердцем и с пламенем Змея в нем, тебе останется пройти совсем немного, чтобы возлечь на лоне моем. За один поцелуй ты возжелаешь отдать все; но отдавший единую частицу праха в тот час потеряет все. Собирайте сокровища и копите женщин и пряности; носите драгоценные украшения; превосходите все народы земли в дерзновенье и роскоши; но все это — во имя любви ко мне, и тогда узрите радость мою. Повелеваю тебе представать предо мною, облачившись в одну лишь мантию и покрыв голову пышным убором. Я люблю тебя! Я жажду тебя! Бледная или воспылавшая, сокрытая или сладострастная, я, в коей всё наслаждение, и царственный пурпур, и опьянение сокровенного чувства, желаю тебя. Расправь крылья и пробуди в себе величие, свитое кольцами: приди ко мне! Ко мне! Ко мне!

Старый комментарий

Прямой и буквальный смысл. Впрочем, можно задаться вопросом, не относится ли выражение «в тот час потеряет все» к наивысшему достижению. В этом случае «отдать единую частицу праха» (возможно, Эго), или центральный атом Хадита, Ее дополнения, оказывается именно тем деянием, к которому следует стремиться. (Относительно «праха» см. «Книгу 418»).

Новый комментарий

На основе этого ритуала разработано одно из Официальных наставлений А.А. — «Книга Нут» («Книга XI»); см. The Equinox I, VII, p. 11 [3].

I:62. При каждом собрании нашем пусть восклицает жрица (и да горят глаза ее желанием, когда она восстанет, нагая и ликующая, в тайном храме моем): «Ко мне! Ко мне!» — разжигая пламя во всех сердцах песнью любви своей..

Старый комментарий

Снова прямой и буквальный смысл. Однако выражение «Тайный Храм» указывает также на знание, которое невозможно передать — можно только постичь на опыте.

Новый комментарий

Очевидно, что наша Госпожа, предстающая здесь в личной форме, говорит о некой более или менее открытой разновидности поклонения, подходящей для мирян. С утверждением Закона нечто в этом роде станет возможным. Необходимо лишь избавиться от чувства «греха» с сопутствующим ему ложным стыдом и страхом перед природой.

P.S. Удовлетворить потребность в такой форме поклонения призвана Гностическая Месса («Книга 15»). В Калифорнии ее служили постоянно на протяжении нескольких нет.

I:62. Пой восторженную песнь любви для меня! Возжигай для меня благовония! Носи для меня украшения! Пей во имя мое, ибо я люблю тебя! Я люблю тебя!

Новый комментарий

В Обряде Призывания уместны любые действия, пробуждающие божественное начало в человеке.

Религия в понимании презренного пуританина — прямая противоположность такому подходу. Он — это жалкое существо — стремится убить свою душу, запрещая ей всякое самовыражение и отвергая любые действия, способные побудить ее к самовыражению. К черту все это запрещенчество!

Я взываю ко всем мужчинам и женщинам: каждый из вас — Звезда! Исполняйте этот священный Стих, как подобает!

Подлинная Религия — это, в некотором смысле, опьянение. Нам повсеместно говорится, что опьянение должно быть сокровенным, а не поверхностным; но я полагаю, что слово «вино» следует понимать в самом широком смысле — как всё то, что помогает высвободить душу. Условия и частности зависят от климата, земли и расы; каждому следует найти и подобрать для себя подходящее средство опьянения. Так, гашиш в тех или иных разновидностях, вероятно, годится для мусульман, населяющих жаркие сухие страны; опиум — для монголов; виски — для шотландцев с их угрюмым нравом и холодным климатом.

Сексуальное самовыражение тоже зависит от климата и так далее, поэтому для Сократа, Иисуса и Бертона, для Марии-Антуанетты и госпожи де Ламбаль, равно как и для наших Дон-Жуанов и Фаустин толковать Закон следует по-разному.

Приняв это к сведению, мы провозглашаем своими помощниками Диониса, Афродиту и Аполлона — Вино, Женщину и Песнь. Честь и слава Им и Природе Их!

Опьянение, то есть экстаз, — это ключ к Реальности. В «Пробужденном воодушевлении» (The Equinox I, IX) объясняется, что есть три Божества, предназначение которых — вести Душу к Постижению ее собственной славы: Дионис, Афродита и Аполлон — Вино, Женщина и Песнь.

Древние люди, как представители высокоразвитых культур — греческой, египетской и прочих, так и самые примитивные дикари, наподобие бурятов и папуасов, прекрасно осознавали это и совершали в качестве религиозных церемоний «оргии» — «священнодействия». Невежественные святоши, не понимавшие смысла происходящего, низвели слово «оргия» до синонима разврата. Все та же старая басня про лису и виноград! Если что-то тебе не по зубам, заяви, что это вообще невозможно; а если всем очевидно, что ничего невозможно здесь нет, — скажи, что это греховно!

Те, кто называет Мистицизм «пустыми фантазиями», а Магию «заблуждением», — это те самые критики, что отвергают поэзию, те самые люди, что не способны на Экстаз и на проявление Воли. Те, кто делает вид, будто Любовь им отвратительна, и подвергает гонениям Свободных Женщин и Свободных Мужчин, — это попросту бессильные старые хрычи, евнухи и психопаты.

В некоторых рабских странах дело дошло до того, что употребление вина стали запрещать законодательно [4]!

Хочу подчеркнуть, что Закон Телемы со всей определенностью призывает нас «пить сладкие вина и вина пенные» в качестве обязательного религиозного акта. Свободным мужчинам или женщинам, проживающим в странах, где это запрещено, остается выбирать одно из двух: бунт или эмиграцию.

Скрытое нарушение подобных запретов — это не Свобода. Оно превращает людей в рабов и лицемеров и подрывает уважение к Закону.

Не бойтесь! Через два года после введения запрета на водку Россия, до той поры безропотно сносившая любой произвол, взбунтовалась и совершила Революцию.

Религиозный экстаз необходим душе человека. Если удается достичь его посредством мистических практик, напрямую, как и полагается, по большому счету, то нужды во вспомогательных средствах не возникает. Поэтому индусы довольствуются трезвостью и не обращают внимания ни на какие орды завоевателей, время от времени заполоняющие их страну и устанавливающие в ней свое правление. Но там, где единственным известным способом достичь экстаза или его подобия остается алкоголь, люди должны получать его беспрепятственно. Попробуйте лишить их вина, пива или иного привычного напитка — и они тотчас заменят его морфием, кокаином или еще чем-нибудь, что можно будет без особого труда скрыть от посторонних глаз и употреблять незаметно.

Положите этому конец — и получите Революцию. До тех пор, пока у человека есть возможность расходовать избыток Энергии в развлечениях, жизнь кажется ему легкой, и он остается покорным. Лишите его Наслаждения, лишите его Экстаза — и он тотчас задумается о том, как его эксплуатируют и тиранят. Очень скоро он начнет подбрасывать бомбы, а спустя еще немного наберется сил и отправит своих угнетателей на виселицу.

I:64. Я — лазурновекая дочь Заката. Я — нагое сияние сладострастного неба ночи.

Старый комментарий

Кульминационное утверждение атрибутов.

I:65. Ко мне! Ко мне!

Старый комментарий

Кульминационный призыв.

I:66. Завершилось Явление Нут.

Старый комментарий

Конец.


Примечания


[1]. Юго-восточная оконечность острова Лонг-Айленд (Нью-Йорк, США), где Кроули провел лето 1918 года. — Примеч. перев.

[2]. Далее в этом комментарии Кроули приводит фрагмент из «Книги Алеф», в котором описаны видения и методы схожего рода. Эти главы — «О священнейшей траве арабов», «О некоторых Тайнах из тех, что я видел», «О некоем методе размышления», «Далее о том же», «Далее о том же» и «Заключение об этом священном методе» — полностью вошли в приложение к Ату 0. — Примеч перев.

[3]. См. далее в Приложениях. — Примеч. перев.

[4]. Кроули подразумевает «сухой закон», действовавший в то время в США. — Примеч. перев.


© Перевод: Анна Блейз, 2007.
Tags: Старшие арканы Таро Тота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments